Транспортные услуги во все времена были одними из тех, которыми пользуются все: от рядовых граждан до крупнейших заводов. От качества предоставленных услуг часто зависит выполнение обязательств перед другими контрагентами. Однако, на практике нередко встречаются случаи порчи или уничтожения грузов, причиной чего, кроме прочего, часто является невыполнение условий перевозки конкретных грузов или же недостаточно детальная проверка экспедиторами привлекаемых к осуществлению заказа перевозчиков.
Результатом невыполнения экспедиторами или перевозчиками своих обязанностей надлежащим образом становится не только непригодный для дальнейшей реализации товар, но и расходы на его дальнейшую утилизацию, и уплата штрафных санкций контрагентам за нарушение сроков поставок.
Для того, чтобы взыскание всех понесенных расходов было максимально эффективным, собственнику товара необходимо соблюсти четкий порядок действий, который обеспечит полноценную доказательную базу и поможет компенсировать, связанные с проблемной перевозкой затраты.
Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, а также международными договорами, о которых подробнее расскажу в следующих разделах, предусмотрена ответственность перевозчика за сохранность груза на протяжении всей перевозки, до момента передачи груза грузополучателю.
Также законодательно предусмотрена презумпция вины перевозчика за порчу груза. Так, именно перевозчик должен доказать, что порча, уничтожение или недоставка груза произошли по причинам, которые от него не зависели и на которые он не мог повлиять.
Итак, далее мы рассмотрим наиболее распространённые случаи порчи и уничтожения товара, а также куда более редкие, но оттого более интересные случаи признания товара «утраченным» де-юре, а также приведем алгоритм правильных действий собственника товара в случае наступления таких ситуаций.
Порча товара по причине несоблюдения условий перевозки
Очень распространенной является порча товара (как продуктовых позиций, так и различных деревянных изделий, и сельскохозяйственной продукции) в результате несоблюдения перевозчиком таких условий перевозки как температура, влажность и т.п.
Прежде чем перейти к алгоритму действий на такой случай, обращаю ваше внимание на то, что четкие требования к условиям перевозки должны быть предусмотрены в договоре транспортной экспедиции (перевозки), в случае если данный договор предусматривает перевозку одного типа грузов или же имеет разовый характер (заключается с целью осуществление единичной перевозки) или же данные условия должны быть указаны в Заявке (Договоре-заявке).
В случае, если данное требование не соблюдено, и информация об обязательных требованиях к условиям перевозки содержится исключительно в электронной переписке или того хуже, были оговорены исключительно устно, то шансы привлечь перевозчика к ответственности за такое нарушение крайне низкие.
Кроме того, обращаю ваше внимание на то, что чаще всего договора на предоставление транспортно-экспедиционных услуг включают в себя оговорку о том, что любые переписки и договоренности между сторонами теряют силу в момент подписания такого договора.
Итак, в случае если доставленный к месту назначения груз испорчен, первым делом необходимо составить акт осмотра товарно-материальных ценностей (или же другой акт, предусмотренный вашим конкретным договором на этот случай), в котором описать количество доставленного товара, его внешний вид, целостность упаковки и другие характеристики товара, детализирующие его состояние, а также предполагаемые причины порчи товара. В случае, если такой причиной является несоблюдение температурного режима во время перевозки, то также рекомендуется после снятия пломбы с автомобиля осуществить измерение температуры в грузовом отделении.
Данный акт должен быть подписан лицом, принимающим товар, а также представителем перевозчика. В случае если представитель перевозчика отказывается подписывать такой акт, что в практике также встречается нередко, то его отказ необходимо зафиксировать в акте. Для фиксации данного факта важно привлечь незаинтересованных лиц, которые подтвердят своими подписями такой отказ.
В случае, если вашим договором не предусмотрено детального порядка приема груза, то вы можете применить Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г.
Наличие такого акта является очень важным с точки зрения доказательной базы, ведь именно он подтверждает причинно-следственную связь между действиями перевозчика и порчей товара. Таким образом мы подтверждаем то, что товар был испорчен именно в процессе перевозки.
При отсутствии же такого акта, в судебном процессе перевозчики нередко утверждают, что порча груза произошла уже после передачи товара грузополучателю.
Кроме того, факт несоответствия качества/количества товара должен быть отражен получателем груза в товарно-транспортных документах (товарно-транспортная накладная для перевозок внутри страны или же CMR для международных перевозок).
После того, как обеспечено подтверждение факта порчи товара во время его перевозки, необходимо определить размер убытков, понесенных собственником груза в результате такого события. Лучше всего для этого привлечь независимую экспертную организацию, которая предоставит экспертное заключение, содержащее информацию о состоянии товара, причинах его порчи, а также информацию о невозможности его дальнейшей реализации.
Кроме того, к документам подтверждающим понесенные убытки относятся документы, подтверждающие оплату поставленного товара его продавцу или же подтверждение факта оплаты товара покупателем (так как эту сумма в таком случае необходимо вернуть покупателю); подтверждение расходов на утилизацию непригодного товара, в случае если таковая осуществлялась, подтверждение расходов на экспертизу; договора, в соответствии с которыми, за недоставку товара к вам применяются штрафные санкции и т.п.
После того, как собраны все необходимые подтверждения – рекомендуем обратится к перевозчику с претензией о возмещении убытков, понесенных в результате ненадлежащего выполнения перевозчиком его обязательств, так как при наличии полного пакета документов велика вероятность, что перевозчик возместит ущерб в добровольном порядке.
И уже в случае если перевозчик откажется возмещать, причиненный им ущерб или же не ответит на вашу претензию на протяжении тридцати дней, вам следует обратиться за защитой своих прав в суд.
Уничтожение груза во время перевозки
Не менее редким явлением стало уничтожение груза в процессе его перевозки. Чаще всего грузы уничтожаются в результате пожаров, вызванных возгоранием транспортных средств.
В таких случаях необходимо требовать от перевозчика документы, подтверждающие такую чрезвычайную ситуацию. К таким относятся заявления в органы внутренних дел и т.п.
Кроме того, обращаю ваше внимание на то, что независимо от поиска виновных в чрезвычайной ситуации, компенсацию ущерба перевозчиком экспедитору и т.п., перевозчик должен компенсировать причиненный ущерб.
Также несостоятельными являются попытки экспедиторов перенести ответственность за нанесение ущерба на привлеченного им перевозчика. Так, на основании положений Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, Законов Украины «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность за действия третьих лиц, которых он привлек к осуществлению перевозки как за свои собственные.
Потому компенсировать ущерб должен именно тот контрагент, с которым вы заключили договор, а не то лицо, которое непосредственно осуществляло перевозку.
В данном случае стоит понимать, что экспедиторы имеют право на возмещение своих убытков, понесенных в результате такой компенсации уничтоженного товара его собственнику, в порядке регресса.
Также важно то, что в случае если перевозка была застрахована экспедитором или перевозчиком на случай уничтожения груза, компенсации, понесенных собственником груза затрат, должны быть осуществлены независимо от результатов страхового возмещения.
Признание груза «утраченным» де-юре
Помимо обозначенных ранее ситуаций, случается, что груз по каким-либо причинам не доставляется в место назначения. К таким случаям относится выдача груза неуполномоченным получателям или же придержание такого груза перевозчиком груза в качестве санкции за неоплату его услуг экспедитором.
Такие случаи являются более нестандартными, однако от того не менее вероятными.
В таком случае собственник груза имеет возможность признать такой груз «утраченным». Так, на основании международной Конвенции о договоре международной перевозки грузов, к которой Украина присоединилась в 2006 году, тот факт, что груз не был доставлен на протяжении тридцати дней после окончания предусмотренного срока или, при отсутствии такого срока, на протяжении шестидесяти дней с дня принятия груза перевозчиком, является неоспоримым доказательством утери груза и лицо, имеющее право предъявить претензию, может на этом основании считать его утраченным.
Подытоживая вышесказанное, акцентирую ваше внимание на том что для успешного возмещения убытком необходимо иметь документы подтверждающие следующее:
- договорные отношения с конкретным перевозчиком (договор перевозки или же транспортной экспедиции, заявка, товарно-транспортные накладные);
- причинно-следственную связь между действиями перевозчика и порчей товара (Акт осмотра ТМЦ);
- размер причиненного ущерба (заключение эксперта, документы об оплате товара и т.п.);
- претензия, направленная перевозчику.
В заключение хочу сказать, что независимо от того, какая ситуация может произойти с грузом в процессе перевозки, соблюдение порядка оформления юридически-значимых документов поможет эффективно компенсировать понесенный ущерб.
Дарья Степанченко, помощник адвоката адвокатского объединения IMG Partners.