Имплементация Плана BEPS В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

19 декабря 2017
«Панамские бумаги»? «Райские бумаги»? На первый взгляд, нечто похожее на дисконт-программы от туристических агентств. Нууу, почти то же - скандалы с дисконт-программами на налоги или оффшорные скандалы. Несмотря на то, что в классических оффшорных схемах нет ничего противозаконного, в общем они воспринимаются как нечто плохое. Это связано, в первую очередь, с проведением агрессивной налогового планирования, в результате чего большие и не очень международные корпорации оптимизируют свою налоговую нагрузку. В последнее время этим особенно обеспокоены государства с развитой экономикой, которые существенно теряют в налоговых поступлениях в бюджеты вследствие такого агрессивного налогового планирования с стороны международных корпораций.

Поэтому, с целью решения проблем глобальной налоговой неопределенности или уменьшения степени такой неопределенности Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) совместно странами - лидерами мировой экономики в течение 2012 - 2013 начали ряд инициатив. По итогам саммита Большой двадцатки (далее - G20) в г.. Лос-Кабосе (Мексика) 18 - 19 июня 2012 принята Декларация глав государств G20, которой признана необходимость предотвращения размыванию налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Для исполнения решений, принятых на саммите, ОЭСР 12 февраля 2013 разработан и опубликован отчет «Base Erosion and Profit Shifting» (далее - BEPS) ( «О размывания (эрозии) налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения»), который состоит из 15 шагов, которые необходимо внедрить для эффективной борьбы с оффшорами и неуплатой налогов. Как ни странно, Украина с 1 января 2017 стала участником BEPS - ассоциации, которая внедряет разработанные ОЭСР рекомендации.

 «План BEPS представляет собой единые правила игры, которые помогают бороться со спекуляциями, а также создают равные условия для всех игроков. Присоединение Украины к BEPS является позитивным сигналом для инвесторов. Это будет стимулировать международную торговлю и способствовать росту нашей экономики », - считает Минфин.

Присоединение Украины к BEPS ассоциации означает, что страна обязуется имплементировать минимальный стандарт плана, включающего четыре из пятнадцати шагов: борьба с налоговыми злоупотреблениями, связанными с использованием специальных режимов налогообложения (шаг 5); Во избежание злоупотреблений при применении налоговых конвенций (шаг 6); совершенствование требований к документации по трансфертному ценообразованию (шаг 13) и увеличение эффективности механизмов разрешения споров по применению договоров об избежании двойного налогообложения между странами (шаг 14).

Иметь желание избежать налогообложения подлежит налогообложению

Так, минимальным стандартом плана BEPS предлагается к действующим договорам об избежании двойного налогообложения внести дополнительные условия для резидентов договаривающихся стран, которые имеют право на использование соглашения об избежании двойного налогообложения. Указанные условия должны убрать из «игры» компании - посредники, которые реально не осуществляют деятельность в соответствующей стране, и созданы исключительно для использования преимуществ или льгот, предоставляемых соглашением об избежании двойного налогообложения. Такая инициатива BEPS, в первую очередь, повлияет на те компании, которые осуществляют транзакции или регистрируют за рубежом компании с единственной целью - избежать уплаты налогов. В случае, если будет установлено, что ваши финансовые операции или любые другие действия направлены на получение определенных налоговых льгот, они могут быть признаны подлежащими налогообложению. Поэтому уже сейчас международным компаниям необходимо пересмотреть свои финансовые структуры и наличие представительств в соответствующих юрисдикциях.

В первую очередь, договоры должны заключаться с целью реального ведения бизнеса, а не просто, чтобы уменьшить налоговую нагрузку. Иными словами, сущность отношений между сторонами должна соответствовать условиям формально заключенных договоров. Могут возникнуть проблемы, если нерезидент - получатель дохода на самом деле не будет необходимых ресурсов для осуществления соответствующей финансовой и других операций (трудовых ресурсов, собственного / арендованного офиса, основных фондов, других необходимых ресурсов).

Конечно, требования по реального присутствия для применения налоговых льгот трудно контролировать, поэтому рассматривается необходимость введения требования об обязательном обмен информацией о согласовании налоговых льгот с налоговыми органами других государств.

Однако, введение указанных ограничений пока в процессе. Тем более речь идет, как об изменении договоров об избежании двойного налогообложения, так и внесении изменений в национальное налоговое законодательство. Если на уровне международных договоров инициатива международного сообщества будет ускорять соответствующие изменения, то на национальном уровне, пока, наш законодатель не слишком спешит вносить такие ограничения. Поэтому есть достаточно времени, чтобы подготовиться к таким нововведениям.

Кто владеет информацией, тот владеет налогами

Одним из важных этапов реализации плана BEPS является присоединение Украины к Единому стандарту отчетности (Common Reporting Standard) (далее - CRS), который внедряет, в том числе, автоматический обмен финансовой информацией между компетентными органами государств, присоединившихся к CRS.

Такой стандарт возлагает обязанность на компетентные органы собирать информацию от любых финансовых учреждений о налогоплательщиках соответствующих государств и ежегодно автоматически обмениваться этими данными с другими странами, которые присоединились к CRS. Автоматическом обмена подлежит информация о физических и юридических лиц, являющихся резидентами юрисдикции, участвует в обмене или планирует начать обмен ближайшее время. Так, компетентные органы смогут обмениваться информацией о финансовых счетов физических и юридических лиц в том числе, но не исключительно о балансе этих счетов.

Обратите внимание, что около сотни государств уже согласились участвовать в автоматическом обмене финансовой информацией. К таким государствам относятся любимые для украинских олигархов юрисдикции, в том числе оффшорные, например, Кипр, Мальта, Швейцария.

В недалеком будущем, в частности, уже в 2020 СRS станет основным источником информации, с помощью которого украинские налоговики смогут найти в украинской налогового резидента незадекларированный иностранный банковский счет или соответствующие компании. Чтобы избежать таких ситуаций, некоторые предлагают открывать счета в государствах, которые отказались от внедрения CRS. Однако, опять же, ОЭСР ужасает такие государства внесением их в печально черный список с закрытием для них рынков. Поэтому указанная рекомендация скорее может навредить, чем помочь. Сейчас трудно представить такую ​​ситуацию на примере отдельных государств, например, США отказалось от внедрения CRS, однако каким-то образом ограничивать США никто не собирается с понятным на то причинам.

Поэтому, лучше сейчас подумать, как жить с банковским счетом в Швейцарии, чем тогда, когда такой счет станет не роскошью, а поводом взыскать с вас налоги, в лучшем случае.

Отчетность по трансфертному ценообразованию по-новому

Тринадцатая инициатива BEPS предлагает изменения в процедуре подачи документации по трансфертному ценообразованию. Так, теперь необходимо будет подавать так называемый отчет в разрезе страны (Country-by-country report). Такая форма отчетности будет содержать сведения об объемах уплаченных налогов, соответствующий доход, количество наемных лиц, активы по каждой налоговой юрисдикции, в которых международная компания осуществляет свою деятельность. Более того, в таких отчетах освещается информация обо всех структурных единицах в составе международной компании, ее вид деятельности и местонахождения.

Такие сведения, конечно же, упростят для налоговиков процесс установления, занимались соответствующие международные компании трансфертным ценообразованием и другими практиками, имеют признаки искусственного переноса сумм дохода в юрисдикции с оптимизированным налогообложением.

Честно говоря, немного настораживает такая ситуация, учитывая энтузиазм и фантазию наших налоговых органов. Если ничего не изменится в рядах наших налоговиков, то следует ожидать формирования новой судебной практики, в результате придирчивости наших налоговиков. Но будем надеяться на лучшее.

Упрощенка для слабаков

При внедрении плана BEPS в Украине, под горячую руку может попасть и упрощенная система налогообложения. В Минфине говорят, что она внедрялась во время так называемого переходного периода, однако, этот процесс затянулся, а сама система слишком часто используется в схемах по оптимизации налогообложения в пределах Украины, а часто и для уклонения от уплаты налогов, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Конечно, план BEPS более опосредованной основанием для отмены упрощенной системы. Но это будет дополнительным стимулом для наших законодателей. Поэтому, в определенный момент появится серьезная дилемма: либо придерживаться требований международного сообщества и забыть о «упрощенцев» или, все же, прислушиваться к малому бизнесу и отвлечься от международного сообщества. И эта дилемма, скорее всего, возникнет в течение следующих двух лет и тогда нашим законодателям не позавидуешь и малому бизнесу тоже.

Сегодняшние перспективы

Следует отметить, что план BEPS - это, в первую очередь, инициатива государств с развитой экономикой, к которым Украина, к сожалению, не относится. Быстрое внедрение жестких правил, которые пропагандирует ОЭСР может привести к бегству бизнеса, что, опять же, негативно повлияет на отечественную экономику. Ухудшение инвестиционного климата преследует Украины уже более трех лет, а внедрение плана BEPS может окончательно убедить инвесторов и международные компании, которые использовали налоговое планирование больше не осуществлять свою деятельность на территории Украины.

С другой стороны, игнорирование плана BEPS может привести к худшим последствиям, в частности, до внесения Украины в черный список ОЭСР и закрытия рынков в дальнейшем приведет к блокированию операций, не соответствующих международным налоговым правилам. Но не следует ожидать от отечественного законодателя быстрых и последовательных действий в указанных направлениях. Ведь пообещать не всегда означает выполнить.

Специально для издания "Юридическая газета"