Развитость института банкротства в правовой системе является яркой иллюстрацией реального положения вещей по исполнению судебных решений и фактических частноправовых отношений, возникающих между субъектами хозяйствования.
К большому сожалению, пока получило распространение использование института банкротства как способа избежать имущественной ответственности и получения законными или полузаконными путями контроля над предприятием, проще говоря, рейдерства.
В большинстве случаев банкротство сводится к остановке хозяйственной деятельности с последующей продажей на торгах имущества должника.
Впрочем, целью банкротства должно быть восстановление платежеспособности должника, что подчеркивает идею законодателя, закрепленную в самом названии профильного закона - Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее - Закон).
Одним из способов восстановления платежеспособности должника является мировое соглашение, возможность применения которого в правовой системе Украины отсчитывается еще с 2000 г. после внесения существенных изменений в Закон о перспективах восстановления платежеспособности должников; тогда же было и изменено название Закона (в 1992 году. был принят Закон Украины «О банкротстве»).
Суть мирового соглашения
По своей форме мировое соглашение по делам о банкротстве имеет присущие только ему особенности и черты, отличающие его от других мировых соглашений. К таким следует отнести:
1. Наличие нескольких значений мирового соглашения: судебная процедура банкротства; договор, заключенный между должником и кредиторами; основание прекращения производства по делам о банкротстве.
2. Обязательность предоставления согласия на заключение мирового соглашения принимается от имени кредиторов комитетом кредиторов большинством голосов; из этого следует, что мировое соглашение является выражением воли кредиторов с наибольшим количеством голосов.
3. Необходимость предоставления согласия всеми обеспеченными кредиторами на его заключение.
4. Мировое соглашение вступает в силу после его утверждения хозяйственным судом.
5. Исключение возможности внесения односторонних изменений в мировое соглашение и его расторжения по требованию одной из сторон.
6. Прекращение действия мирового соглашения приводит к возобновлению производства по делу о банкротстве на той стадии, при которой она была заключена.
В соответствии с Законом мировым соглашением является договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки и / или рассрочки, а также прощение (списание) кредиторами долгов должника, которая оформляется путем заключения соглашения между сторонами.
Следует напомнить, что под самым банкротством законодатель определил признанную хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры.
Исходя из вышеописанного, можно сказать, что мировое соглашение имеет три основных значения:
1. Как отдельная судебная процедура, в рамках которой происходит урегулирование разногласий между кредиторами и должником.
2. Результат договоренностей между должником и кредиторами - сделка, фиксирует договоренности сторон.
3. Основание прекращения производства по делам о банкротстве.
Определение возможности и целесообразности заключения мирового соглашения именно в конкретных условиях хозяйственного состояния должника возможно только на основании детального анализа. Соответствующие действия проводятся в ходе судебной процедуры распоряжения имуществом.
Порядок заключения и содержание мирового соглашения
Мировое соглашение заключается исключительно в письменной форме и должно содержать обязательные положения (размеры, порядок и сроки выполнения обязательств должника; об отсрочке или рассрочке или прощение (списание) долгов или их части) и дополнительные положения (выполнение обязательств должника третьими лицами, об удовлетворении требований кредиторов другими способами, не противоречащими закону).
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника (банкрота), кредиторов, требования которых обеспечены залогом, кредиторов второй и последующих очередей требований кредиторов.
Следует отметить, что мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве. В процедуре распоряжения имуществом должника мировое соглашение может быть заключено только после выявления всех кредиторов и утверждения хозяйственным судом реестра требований кредиторов.
Сторона мирового соглашения в течение 5 (пяти) дней со дня заключения мирового соглашения должна подать в хозяйственный суд заявление о его утверждении. Заявление об утверждении мирового соглашения следует подать в хозяйственный суд в рамках производства дела о банкротстве должника.
Кроме того, мировое соглашение в течение 7 (семи) дней со дня принятия комитетом кредиторов решения о его заключении одобряется обеспеченными кредиторами путем предоставления согласия всеми обеспеченными кредиторами.
Неявка лиц, надлежащим образом извещенных хозяйственным судом о рассмотрении мирового соглашения, не препятствует рассмотрению заявления об утверждении мирового соглашения.
Отдельно следует отметить, что мировое соглашение может быть заключено только относительно требований, обеспеченных залогом, требований второй и последующих очередей удовлетворения требований кредиторов, а потому должник обязан погасить перед кредиторами задолженность первой очереди. Обязательства должника по возмещению всех расходов, возмещение которых предусмотрено в первую очередь, кроме требований кредиторов, обеспеченных залогом, прилагаемых к заявлению об утверждении мирового соглашения.
Необходимо отметить, что в случае, если мировое соглашение содержит условия о выполнении обязательств должника третьим лицом, то она должна быть подписана, кроме сторон, еще и руководителем третьего лица или физическим лицом-предпринимателем.
Производство по делу о банкротстве прекращается в связи с утверждением мирового соглашения. Расторжение и признание недействительным соответствующего мирового соглашения и восстановление требований кредиторов осуществляется на общих основаниях.
Особенным является мировое соглашение, заключаемое в отношении государственных предприятий или предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает пятьдесят процентов, поскольку оно должно быть предварительно согласовано с уполномоченным на управление государственным имущество органом.
Для надлежащего правоприменения Министерство юстиции Украины выдало приказ №1223 / 5 от 19.06.2013 г., которым была утверждена типовая форма мирового соглашения по делу о банкротстве. Этой типичной формой предусмотрены основные требования по разработке и содержания мирового соглашения должника. Данные требования содержат описание методики заполнения разделов мирового соглашения.
Право на обжалование и возможность возобновления производства по делу о банкротстве
Что касается права на обжалование мирового соглашения, то Законом предусмотрена такая возможность как для участников производства по делу о банкротстве, так и для других лиц, права и законные интересы которых нарушены или могут быть нарушены в результате исполнения мирового соглашения, однако только конкурсные кредиторы имеют право в рамках дела о банкротстве подать в хозяйственный суд заявление о признании мирового соглашения недействительным по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Украины.
Основанием для возобновления производства по делу о банкротстве является как признание мирового соглашения недействительным, так и его расторжения. При этом в силу Закона расторжения мирового соглашения хозяйственным судом относительно отдельного кредитора не влечет его расторжения по других кредиторов.
Перспективы развития института мирового соглашения в банкротстве
В юридическом сообществе ведется дискуссия о самостоятельности и определения института мирового соглашения как отдельной судебной процедуры в банкротстве, свидетельством чего является, в частности, но не исключительно, проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности процедур банкротства» №3132-Д , которым предлагается объединить мировое соглашение и санацию в единую процедуру.
Поскольку решение о заключении мирового соглашения принимается от имени кредиторов комитетом кредиторов большинством голосов, есть существенные риски ограничения прав и законных интересов отдельных кредиторов.
С целью недопущения злоупотреблений со стороны недобросовестных кредиторов, должников, выглядит целесообразным внесение изменений в Закон о вопросам заключения мирового соглашения (или как отдельной судебной процедуры или в процедуре санации, что предусмотрено проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности процедур банкротства »№3132-Д), согласно которых хозяйственный суд при принятии решения об утверждении мирового соглашения обязан исследовать:
1) цель заключения мирового соглашения;
2) последствия заключения мирового соглашения для каждого кредитора, особенно учитывая интересы тех кредиторов, которые не принимали участия в голосовании или высказывали возражения по вопросам заключения мирового соглашения;
3) возможность заключения мирового соглашения на определенных условиях относительно имущественного и финансового состояния должника.
Несмотря на тот факт, что сейчас только происходит формирование института мирового соглашения в банкротстве в Украине, единичны случаи, когда именно благодаря его заключению должник продолжает свою законную хозяйственную деятельность, и, как следствие, восстанавливает свою платежеспособность. Так, по делу №914 / 4431/13 после заключения мирового соглашения между должником - обществом с ограниченной ответственностью «ПРОДУКТЕКСПОСЕРВИС ГРУП ЛТД» и кредиторами (общая сумма кредиторских требований 168449393 грн. 91 коп., предприятие стало на путь интенсивного развития и продолжает развивать и открывать новые супермаркеты, магазины «у дома» и мини-маркеты.
Таким образом, мировое соглашение в процедурах банкротства является своеобразным институтом, правовым механизмом восстановления платежеспособности должника, в отношении которого открыто производство по делу о банкротстве, в котором каждый субъект должен пойти на определенные уступки с целью получения гарантированного финансового результата на принципе взаимовыгодного сотрудничества. В кризисные периоды развития предпринимательства каждый должен осознавать возможность потери своей платежеспособности в результате принятия неправильных организационно-управленческих решений, а поэтому необходимо предоставлять должникам шанс восстановить свою платежеспособность, погасить задолженность перед кредиторами, и, как следствие, платить налоги и сборы в государственный и местный бюджеты.