Новации 2017 года

9 февраля 2017

Аграриям светит очередная оптимизация расходов и жесткая кадровая политика

Новые законодательные изменения, несмотря на все их добрые намерения, ведут к усилению финансовой нагрузки на аграрный сектор экономики. Соответственно они будут настраивать участников рынка на дальнейшую оптимизацию финансовых затрат. А она, в свою очередь, невозможна без внедрения новых правил ведения бизнеса и связана с еще более жесткой конкуренцией, где планирование, структурирование и взвешенность действий играют едва ли не самую главную роль.

Дотации вместо спецрежима

Вместе с первым месяцем 2017 года завершается действие периода возмещения налога на добавленную стоимость в рамках отмененного специального режима для аграриев. Вместо этого нам предлагают переходить к практике европейских стран, где для поддержки аграрной отрасли предусмотрены разного рода дотации и ассигнования.

В Европе механизм дотаций является достаточно эффективным и позволяет поддерживать непосредственного производителя. В большинстве европейских стран размер дотаций напрямую привязан или количеству земли, которую обрабатывает фермер, с выплатой за каждый гектар, или к количеству поголовья КРС.

Однако в Украине механизм дотаций еще не наработан. Известно лишь, что на 2017 год в госбюджете предусмотрены расходы для поддержки агропромышленного комплекса по следующим программам:

- «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» (300 млн грн)

- «Предоставление кредитов фермерским хозяйствам» (25 млн)

- «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе» (60 млн)

- «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними» (75 млн)

- «Государственная поддержка отрасли животноводства» (210 млн)

- «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» (2973 млн грн) - эту дотацию будут выплачивать в автоматическом режиме предприятиям животноводства (в том числе и птицеводства), овощеводства, садоводства и виноградарства.

Однако как фермеру достучаться до распорядителя средств, чтобы получить деньги, пока неизвестно.

Новая методика нормативной денежной оценки земли

Правительственное постановление «Об утверждении Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения» №831, принятая 16 ноября 2016, обязательная к исполнению с марта 2017 года.

Значение новой методики двоякое. Во-первых, вводится новый методический подход к проведению нормативной денежной оценки земель сельхозназначения (как сельхозугодий, так и несельскохозяйственных угодий на землях сельхозназначения). Напомним, предыдущую нормативную денежную оценку земель сельхозназначения было осуществлено лишь раз, еще в 1995-м, по методике 1995 года ее размер ежегодно подлежал индексации в зависимости от показателей инфляции. С одной стороны, это полностью устраивало арендаторов, а с другой - вряд ли это не удовлетворяло государственные органы, которые привязывают к нормативной денежной оценки размер налогов.

Во-вторых, возможность разработки и утверждения технической документации на административный район (согласно новой методики) позволит ликвидировать прошлогодний конфуз, когда органы Госгеокадастра перестали выдавать документ о нормативной денежной оценке земельного участка, ссылаясь на то, что такая информация предоставляется в форме выписки из технической документации, а в подавляющем большинстве случаев такая документация отсутствовала. Новая методика призвана упростить процедуру получения выписок.

В-третьих, внедрение новых подходов к определению нормативной денежной оценки в итоге приведет к увеличению ее размера, что в дальнейшем отразится на арендной плате и налогах. То есть это еще один шаг на пути к открытию рынка земли сельскохозяйственного назначения.

Каким образом новая методика затронет аграриев? Ну, конечно же, с финансовой стороны. На ее проведение в пределах района необходимы немалые средства, но вряд ли это будут делать за счет государства. Ну и, наконец, с новым размером нормативной денежной оценки, которая в разы превосходит предыдущую, даже с учетом индексации, увеличивается финансовая нагрузка по арендной плате и налоговым обязательствам.

Новая форма типового договора аренды земли

Правительственное постановление «О внесении изменений в Типовой договор аренды земли» №843, вступившее в силу в декабре 2016-го, только на первый взгляд напоминает запоздалое реагирование исполнительной власти на изменения в Закон Украины «Об аренде земли».

Да, конечно, изменения наконец предусматривают возможность передачи не одного, а нескольких земельных участков. Установлен и минимальный срок аренды - 7, 10 и даже 30 лет в случае передачи земельного участка государственной или коммунальной собственности в аренду для создания индустриального парка.

Отдельно стоит отметить, что исключена возможность предоставления услуг в счет арендной платы. И, наконец, договором предусмотрен момент его вступления в силу: с момента подписания или в случае договоренности сторон с момента нотариального удостоверения.

Правда, не обошлось без сюрпризов. В частности, типовой договор аренды земли теперь дополнен двумя сносками. Первая касается обязанности арендатора инвестировать в развитие и модернизацию соответствующих мелиоративных систем и объектов инженерной инфраструктуры, а также способствовать их надлежащей эксплуатации. Вторая сноска - это рекомендация сторонам добавить в договор аренды агрохимический паспорт поля (или земельного участка). Как это применять на практике и будет рекомендация «неофициально обязательным» - вопрос еще тот.

Сразу отметим, что агрохимический паспорт поля (земельного участка) содержит данные по агрохимической характеристики почв и состояния их загрязнения токсичными веществами и радионуклидами. Такую паспортизацию пахотных земель, в соответствии с действующим законодательством, следует осуществлять каждые пять лет, а пастбищ и многолетних насаждений - что 5-10 лет. С одной стороны, такая обязательность позволит фиксировать качественные характеристики земельных участков, а с другой - это дополнительная нагрузка на агропроизводителей, которое и так значительно возросло.

Регистрация сельхозтехники

Масштабная реорганизация с элементами оптимизации центральных органов исполнительной власти началась еще в конце 2014 года.

К этому времени функции по регистрации сельхозтехники, в частности тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельхозтехники, других машин принадлежали к полномочиям Государственной сельскохозяйственной инспекции (Держсильгоспинспекции).

Однако из-за ее ликвидации с октября 2016 года выполнения функций госрегистрации было фактически прекращено, что привело участникам рынка ряд проблем.

После неоднократных публичных обращений процесс регистрации с большим трудом понемногу двигался. И вот 28 декабря 2016 было принято постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления КМУ» №1051, согласно которому регистрацию и учет сельскохозяйственной техники осуществлять Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Держспоживслужба).

Полномочия переданы, а выполнять их еще некому, поскольку соответствующие подразделения не создано.

Последствия повышения минималки до 3200

Их обсуждают уже не первый месяц. В конце концов изменение размера минимальной заработной платы затронула все отрасли хозяйства, в том числе и аграриев.

Эта тема наравне с будущей посевной звучит из уст почти каждого руководителя предприятия, в той или иной степени использует наемный труд. Что же делать? Если за минималки 1600 грн агропроизводители имели возможность трудоустроить значительную часть местного населения больше с целью выполнения социального долга, чем выполнение ими трудовой функции и возложенных обязанностей, то с поднятием минимального размера до 3200 - такой подход к наемной рабочей силы будет изменено не на пользу работников. На практике брать на работу будут людей, у которых действительно есть потребность, к тому же требования к кандидатам будет увеличено.

Конечно, увеличится практика использования так называемых договоров ГПХ (гражданско-правового характера), по которым выполняются работы или предоставляются услуги без оформления трудовых отношений. Таким образом, аграриев ждет новая оптимизация расходов и тщательная кадровая политика.


Виталий Янкович,
адвокат IMG Partners

cпециально для делового издания «Агромаркет»