Аграриям светит
очередная оптимизация расходов и жесткая кадровая политика
Новые законодательные изменения, несмотря на все их добрые намерения, ведут к усилению финансовой нагрузки на аграрный сектор экономики. Соответственно они будут настраивать участников рынка на дальнейшую оптимизацию финансовых затрат. А она, в свою очередь, невозможна без внедрения новых правил ведения бизнеса и связана с еще более жесткой конкуренцией, где планирование, структурирование и взвешенность действий играют едва ли не самую главную роль.
Дотации вместо спецрежима
Вместе с первым месяцем 2017 года завершается действие периода возмещения налога на добавленную стоимость в рамках отмененного специального режима для аграриев. Вместо этого нам предлагают переходить к практике европейских стран, где для поддержки аграрной отрасли предусмотрены разного рода дотации и ассигнования.
В
Европе механизм дотаций является достаточно эффективным и позволяет
поддерживать непосредственного производителя. В большинстве европейских стран
размер дотаций напрямую привязан или количеству земли, которую обрабатывает
фермер, с выплатой за каждый гектар, или к количеству поголовья КРС.
Однако
в Украине механизм дотаций еще не наработан. Известно лишь, что на 2017 год в
госбюджете предусмотрены расходы для поддержки агропромышленного комплекса по
следующим программам:
- «Финансовая
поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов»
(300 млн грн)
- «Предоставление
кредитов фермерским хозяйствам» (25 млн)
- «Финансовая
поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе» (60 млн)
- «Государственная
поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников
и надзор за ними» (75 млн)
- «Государственная
поддержка отрасли животноводства» (210 млн)
- «Финансовая
поддержка сельхозтоваропроизводителей» (2973 млн грн) - эту дотацию будут выплачивать
в автоматическом режиме предприятиям животноводства (в том числе и
птицеводства), овощеводства, садоводства и виноградарства.
Однако
как фермеру достучаться до распорядителя средств, чтобы получить деньги, пока
неизвестно.
Новая методика нормативной денежной оценки земли
Правительственное постановление «Об утверждении Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения» №831, принятая 16 ноября 2016, обязательная к исполнению с марта 2017 года.
Значение
новой методики двоякое. Во-первых, вводится новый методический подход к
проведению нормативной денежной оценки земель сельхозназначения (как
сельхозугодий, так и несельскохозяйственных угодий на землях
сельхозназначения). Напомним, предыдущую нормативную денежную оценку земель
сельхозназначения было осуществлено лишь раз, еще в 1995-м, по методике 1995
года ее размер ежегодно подлежал индексации в зависимости от показателей
инфляции. С одной стороны, это полностью устраивало арендаторов, а с другой -
вряд ли это не удовлетворяло государственные органы, которые привязывают к
нормативной денежной оценки размер налогов.
Во-вторых,
возможность разработки и утверждения технической документации на
административный район (согласно новой методики) позволит ликвидировать
прошлогодний конфуз, когда органы Госгеокадастра перестали выдавать документ о
нормативной денежной оценке земельного участка, ссылаясь на то, что такая
информация предоставляется в форме выписки из технической документации, а в
подавляющем большинстве случаев такая документация отсутствовала. Новая
методика призвана упростить процедуру получения выписок.
В-третьих,
внедрение новых подходов к определению нормативной денежной оценки в итоге
приведет к увеличению ее размера, что в дальнейшем отразится на арендной плате
и налогах. То есть это еще один шаг на пути к открытию рынка земли
сельскохозяйственного назначения.
Каким
образом новая методика затронет аграриев? Ну, конечно же, с финансовой стороны.
На ее проведение в пределах района необходимы немалые средства, но вряд ли это
будут делать за счет государства. Ну и, наконец, с новым размером нормативной
денежной оценки, которая в разы превосходит предыдущую, даже с учетом
индексации, увеличивается финансовая нагрузка по арендной плате и налоговым
обязательствам.
Новая форма типового договора аренды земли
Правительственное постановление «О внесении изменений в Типовой договор аренды земли» №843, вступившее в силу в декабре 2016-го, только на первый взгляд напоминает запоздалое реагирование исполнительной власти на изменения в Закон Украины «Об аренде земли».
Да,
конечно, изменения наконец предусматривают возможность передачи не одного, а
нескольких земельных участков. Установлен и минимальный срок аренды - 7, 10 и
даже 30 лет в случае передачи земельного участка государственной или
коммунальной собственности в аренду для создания индустриального парка.
Отдельно
стоит отметить, что исключена возможность предоставления услуг в счет арендной
платы. И, наконец, договором предусмотрен момент его вступления в силу: с
момента подписания или в случае договоренности сторон с момента нотариального
удостоверения.
Правда,
не обошлось без сюрпризов. В частности, типовой договор аренды земли теперь
дополнен двумя сносками. Первая касается обязанности арендатора инвестировать в
развитие и модернизацию соответствующих мелиоративных систем и объектов
инженерной инфраструктуры, а также способствовать их надлежащей эксплуатации.
Вторая сноска - это рекомендация сторонам добавить в договор аренды
агрохимический паспорт поля (или земельного участка). Как это применять на
практике и будет рекомендация «неофициально обязательным» - вопрос еще тот.
Сразу
отметим, что агрохимический паспорт поля (земельного участка) содержит данные
по агрохимической характеристики почв и состояния их загрязнения токсичными
веществами и радионуклидами. Такую паспортизацию пахотных земель, в
соответствии с действующим законодательством, следует осуществлять каждые пять
лет, а пастбищ и многолетних насаждений - что 5-10 лет. С одной стороны, такая
обязательность позволит фиксировать качественные характеристики земельных
участков, а с другой - это дополнительная нагрузка на агропроизводителей,
которое и так значительно возросло.
Регистрация сельхозтехники
Масштабная реорганизация с элементами оптимизации центральных органов исполнительной власти началась еще в конце 2014 года.
К
этому времени функции по регистрации сельхозтехники, в частности тракторов, самоходных
шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных
машин, сельхозтехники, других машин принадлежали к полномочиям Государственной
сельскохозяйственной инспекции (Держсильгоспинспекции).
Однако
из-за ее ликвидации с октября 2016 года выполнения функций госрегистрации было
фактически прекращено, что привело участникам рынка ряд проблем.
После
неоднократных публичных обращений процесс регистрации с большим трудом
понемногу двигался. И вот 28 декабря 2016 было принято постановление Кабинета
Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления КМУ» №1051,
согласно которому регистрацию и учет сельскохозяйственной техники осуществлять
Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и
защиты потребителей (Держспоживслужба).
Полномочия
переданы, а выполнять их еще некому, поскольку соответствующие подразделения не
создано.
Последствия повышения минималки до 3200
Их обсуждают уже не первый месяц. В конце концов изменение размера минимальной заработной платы затронула все отрасли хозяйства, в том числе и аграриев.
Эта
тема наравне с будущей посевной звучит из уст почти каждого руководителя
предприятия, в той или иной степени использует наемный труд. Что же делать?
Если за минималки 1600 грн агропроизводители имели возможность трудоустроить
значительную часть местного населения больше с целью выполнения социального
долга, чем выполнение ими трудовой функции и возложенных обязанностей, то с
поднятием минимального размера до 3200 - такой подход к наемной рабочей силы
будет изменено не на пользу работников. На практике брать на работу будут
людей, у которых действительно есть потребность, к тому же требования к
кандидатам будет увеличено.
Конечно,
увеличится практика использования так называемых договоров ГПХ
(гражданско-правового характера), по которым выполняются работы или
предоставляются услуги без оформления трудовых отношений. Таким образом,
аграриев ждет новая оптимизация расходов и тщательная кадровая политика.
Виталий Янкович,
адвокат IMG Partners
cпециально для делового издания «Агромаркет»