Новые условия транзита украинских товаров через территорию РФ: с какими проблемами столкнулась Украина и какие возможности для решения этого вопроса открываются для нее.

2 августа 2016
Еще в начале января этого года украинские поставщики столкнулись с проблемой транзита товаров из Украины через территорию Российской Федерации. Украинские аграрии хотя и пытались диверсифицировать рынки сбыта аграрной продукции в течение последних лет, однако также ощутили на себе негативные последствия ограничения транзита. Что же, собственно, обусловило такие действия со стороны РФ?

Ограничение транзита

Ограничение транзита было обусловлено тем, что с 1 января 2016 года Президент РФ издал указ №1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов РФ при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию РФ».

Данный указ установил следующие требования для транзита товаров из Украины в Республику Казахстан через территорию РФ:

1. осуществление транзита с территории Республики Беларусь через соответствующие пропускные пункты (стационарный контрольный пункт «Красное» (456 км автомобильной дороги М-1 «Беларусь») или контрольный пункт, расположенный на железнодорожной станции Смоленск-Сортировочный). При этом, также устанавливались пропускные пункты на российско-казахстанской границе;
2. обязательное использование средств идентификации (пломб)
3. функционирование навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
4. наличие у водителей соответствующих учетных талонов, которые необходимо получать в стационарных или передвижных контрольных пунктах при въезде на территорию РФ с территории Республики Беларусь и сдавать при выезде с территории РФ.

Сначала предполагалось, что действие указа продлится до 1 июля 2016 года, однако, с указанной даты его действие не только продолжилась, но и усилилась.

Так, 1 июля 2016 года Президент РФ издал указ №319, которым внес изменения в вышеупомянутый указ №1 и распространил действие указа на перевозку грузов с территории Украины на территорию Кыргызской Республики через территорию РФ, а также ввел полный запрет транзита товаров, включенных в список запрещенных товаров в соответствии с указом Президента РФ от 6 августа 2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», и на которые в РФ применяются ставки ввозных пошлин отличные от нуля (ввозные пошлины согласно ставкам Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза).

Таким образом, новый указ установил:
1. Особенности транзита товаров из Украины через территорию РФ в Республику Казахстан и Кыргызской Республики.
2. Полный запрет транзита через территорию РФ для отдельных групп товаров, определенных в указе. В частности, речь идет о товарах 97 групп - от продуктов питания до оборудования. Что касается непосредственно аграрной продукции, то под запрет, в том числе, подпадают следующие товары: мясо крупного рогатого скота, свинина, колбасы, рыба, молоко и молочная продукция, фрукты и орехи, отдельные группы овощей, муку, сахар, зерновые, включая пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, рис и др. Только около 8% всех аграрных и продовольственных товаров имеют ввозную ставку пошлины 0 и, соответственно, могут быть ввезены на территорию РФ. Остальные товаров - под запретом.

Последствия для Украины
К сожалению, вышеуказанные действия РФ приводят к ухудшению условий торговли не только с Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой (на которые непосредственно и направлен указ), но и негативно влияют на торговлю с третьими странами, особенно Центральной Азии.
Что касается непосредственно Республики Казахстан, то в 2015 году по данным Государственной службы статистики Украины объем экспорта товаров из Украины в Казахстан составил 712 700 000. Долл. США, что составляет 2% от общего экспорта Украины. В свою очередь, за период с января по апрель 2016 экспорт товаров из Украины в Республику Казахстан составил 121 700 000. Долл. США, что на 48% меньше аналогичного периода 2015 года. Таким образом, последствия вышеупомянутых действий РФ уже достаточно сильно ощутимы.

Причиной является усложненная логистика, ведь учитывая действие указа стоимость грузовых перевозок из Украины в Республику Казахстан выросла ориентировочно на 30%, что является серьезным барьером для перевозчиков. Указанное приводит к увеличению затрат на перевозку, а это, в свою очередь, к удорожанию продукции или снижения маржи для экспортеров.
Что же касается ситуации в целом, то по данным Министерства аграрной политики и продовольствия экспорт украинской аграрной продукции через территорию РФ в страны Центральной Азии составляет 4%. Хотя данный показатель не является критичным, потеря этого рынка из-за действий РФ может иметь очень негативные последствия. Особенно, понимая перспективность рынков Центральной Азии и рост объемов ескпорта аграрной продукции в этот регион в последние годы.

Какие же варианты и возможности для решения вопроса открываются для Украины?
Во-первых, применение соответствующих мер со стороны Украины. В частности, правительство Украины уже продлило до 31 декабря 2017 действие запрета ввоза на таможенную территорию Украины товаров, произведенных в РФ, перечень которых утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 № 1147 «О запрете ввоза на таможенную территорию Украины товаров, произведенных РФ ». Указанное постановление о запрете потеряет силу 1 января 2018 года, или после отмены запрета ввоза на таможенную территорию РФ товаров сельскохозяйственного назначения, продукции и сырья, происходящих из Украины.

Во-вторых, обжалование действий РФ в рамках ВТО. Так, ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле предусматривает свободу транзита, в соответствии с которой должна существовать свобода транзита через территорию каждой стороны по маршрутам, наиболее подходящим для международного транзита, для транзитных перевозок на территорию других сторон или с территорий других сторон. Таким образом, действия РФ абсолютно противоречат ГАТТ.

Согласно Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в рамках ВТО первой задачей механизма урегулирования споров, как правило, является обеспечение отмены соответствующих мер, если установлено, что они не соответствуют положениям любой из охваченных соглашений. Однако нужно понимать, что процедура обжалования в ВТО является достаточно длительной и для решения споров иногда уходят годы. Собственно, первой стадией урегулирования споров в рамках ВТО является проведение конфиденциальных консультаций. В случае безрезультатности - рассмотрение жалобы группой экспертов. При этом, стоит отметить, что другие государства-члены ВТО могут принимать участие в споре в качестве третьих сторон или созаявителя. Следующей стадией является обжалование отчета группы экспертов в апелляционном органе и, собственно, окончательный отчет.

В-третьих, необходим  поиск альтернативных маршрутов для транзита украинских товаров. Пока что речь идет исключительно о Шелковом пути, который делает возможным транзит товаров в Казахстан в обход территории РФ через Грузию, Азербайджан и Каспийским морем в казахстанский порт Актау.

Также, возможно обжалование действий РФ со стороны Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Украина уже ведет предварительные переговоры по этому поводу, однако пока что вопрос остается открытым. Казахстан и Кыргызстан выражают свое недовольство, однако реальных шагов пока совершать не готовы. Нужно помнить, что указ РФ о запрете транзита позволяет последним обратиться к РФ с просьбой разрешения транзита для отдельных групп товаров. Поэтому, скорее всего, Казахстан выберет вариант вести переговоры с РФ по наиболее чувствительным позициям, а не «начинать торговую войну».
К сожалению, стоит отметить, что Украина оказалась не готова к таким действиям со стороны РФ. И пока вопрос об эффективных средствах для урегулирования ситуации обсуждается, негативные последствия уже имеют место. Так, уже с начала июля на российско-украинской и белорусско-российской границе было задержано немало грузов из Украины назначением Республика Казахстан и Кыргызская Республика. А это приводит к значительным убыткам, как грузоперевозчиков и владельцев товара, так и страны в целом.


Ольга Осипчук,
адвокат IMG Partners, руководитель практики международной торговли