Основные положения о банкротстве в сфере транспорта

6 апреля 2018

Уровень развития правовой системы довольно четко можно отследить по проценту выполненных судебных решений и эффективностью процедур банкротства. Именно последние позволяют предприятиям логистической сферы благодаря использованию новых ресурсов, внедрению инновационных технологий реструктуризировать задолженность и продолжать законную хозяйственную деятельность. Как состояние рынка перевозок показывает тенденции развития экономических отношений, так и процедура банкротства позволяет увидеть основные недостатки разрешения споров между субъектами хозяйствования.

Несмотря на большое количество мифов о банкротстве, стоит понимать, что это такое, как те или иные процедуры и нормы можно использовать, а также кому и когда процедуры банкротства могут понадобиться. Это нужно для правильной разработки стратегии построения бизнеса, построения взаимовыгодных деловых отношений и отсутствия страха и недопонимания в случае, например, открытия производства о банкротстве основного контрагента, например, заказчика транспортно-экспедиторских услуг.

Следует напомнить, что под самым банкротством законодатель определил признанную хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. Таким образом, признание лица банкротом является окончательным решением, принятым судом после установления факта, что лицо не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, что подтверждается соответствующим финансовым анализом хозяйственной деятельности.

Впрочем, есть возможность восстановить свою платежеспособность через процедуру санации или путем заключения мирового соглашения, которая является договоренностью между должником и кредиторами, согласно которой часть долгов может быть упрощена / рассрочена / просрочена. Так, например постановлением хозяйственного суда Херсонской области от 07.12.2016 г. был утвержден план санации общества с ограниченной ответственностью «Компания «Югтранс».

После открытия производства по делу о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов и вводится процедура распоряжения имуществом. Согласно Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее - Закон) указанная процедура вводится сроком на 115 дней, однако в связи с обжалованием решений по делу она может продолжаться длительное время. До ее окончания собрания кредиторов обязаны принять одно из следующих решений: одобрить план санации и подать в хозяйственный суд ходатайство о введении процедуры санации и утверждение плана санации; отклонить план санации и подать в хозяйственный суд ходатайства о введении плана санации и обязательства управляющего санацией подготовить план санации; в случае его непредставления должником; подать в хозяйственный суд ходатайства о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры; подать в хозяйственный суд ходатайства о заключении мирового соглашения.

Впрочем предприятиям в сфере транспорта будь они или должниками, или кредиторами, необходимо понимать основные отличительные особенности дел о банкротстве, которые могут нести как положительные, так и отрицательные последствия. К ним следует отнести:

1. Угроза рейдерства. Довольно часто банкротство используют для установления контроля над предприятием, его имущественными активами. Например, возможен вариант, что при рейдерском захвате распорядителем имущества с перечня арбитражных управляющих назначают лицо, действующее в интересах кредитора-рейдера. Благодаря механизму отстранения руководителя должника судом устраняется руководитель должника от должности, и руководителем назначается распорядитель имущества, а после открытия ликвидационной процедуры ликвидатором (в большинстве случаем, этим же арбитражным управляющим) осуществляется отчуждение активов предприятия-должника через удовлетворение собственных кредиторских требований (при этом активы могут быть проданы подконтрольным им предприятиям). Это только один из многих возможных примеров. Использование рейдерами процедур банкротства в том числе объясняется тем, что после признания должника банкротом, автоматически отменяются любые обременения имущества должника, которые считаются эффективными средствами противодействия рейдерам.

2. Возможные ограничения в хозяйственной деятельности после открытия производства по делу о банкротстве. Например, в соответствии с п. 12 Порядка проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины №1081 от 03.12.2008 г. конкурсный комитет принимает решение о недопущении к участию в конкурсе автомобильного перевозчика, который признан банкротом или в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве (за исключением того, в отношении которого проводится процедура санации), или находящегося в стадии ликвидации.

3. Согласно процессуального законодательства не допускается проведение урегулирования спора с участием судьи, что является инновацией в новых процессуальных кодексах, по делам о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом и делам по заявлениям об утверждении планов санации должника до открытия производства по делу о банкротстве.

4. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственников предприятий-банкротов. Так, в случае банкротства должника по вине его учредителей (участников, акционеров) или других лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников, акционеров) должника - юридического лица или других лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. При этом действующее законодательство Украины не связывает возможность возложения субсидиарной ответственности на соответствующих лиц с обязательным наличием приговора/приговоров в отношении таких лиц, что подтверждается постановлением Верховного Суда Украины от 30.01.2018 г. по делу №923/862/15.

5. Возможность признания недействительными сделок (договоров) и опровержения имущественных действий должника, совершенных должником после возбуждения дела о банкротстве или в течение одного года, предшествовавшего возбуждению дела о банкротстве, в так называемом подозрительном периоде. При этом недействительными могут быть признаны законные согласно требованиям гражданского и хозяйственного законодательства сделки (договоры), имущественные действия должника, решение, акты органов управления должника, поскольку ч. 1 ст. 20 Закона предоставляются дополнительные возможности для признания недействительности договоров по основаниям. К ним относятся случаи, когда: 1) должник безвозмездно осуществил отчуждение имущества, принял на себя обязательства без соответствующих имущественных действий другой стороны, отказался от собственных имущественных требований; 2) должник выполнил имущественные обязательства ранее установленного срока; 3) должник до возбуждения дела о банкротстве взял на себя обязательства, в результате чего стал неплатежеспособным или выполнения его денежных обязательств перед другими кредиторами полностью или частично стало невозможным; 4) должник осуществил отчуждение или приобрел имущество по ценам соответственно ниже или выше рыночных, при условии, что в момент принятия обязательства или в результате его выполнения имущества должника было (стало) недостаточно для удовлетворения требований кредиторов; 5) должник заплатил кредитору или принял имущество в счет исполнения денежных требований в день, когда сумма требований кредиторов к должнику превышала стоимость имущества; 6) должник принял на себя залоговые обязательства для обеспечения выполнения денежных требований. В случае признания сделок (договоров) недействительными или опровержения имущественных действий должника по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи, кредитор обязан вернуть в ликвидационную массу имущество, которое он получил от должника, а в случае невозможности возвратить имущество в натуре - возместить его стоимость в денежных единицах по рыночным ценам, которые существовали на момент совершения сделки или совершения имущественного действия.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем предприятиям в сфере транспорта учитывать все особенности дел о банкротстве при осуществлении хозяйственных операций с лицом, в отношении которого открыто соответствующее производство. Руководителям и менеджерам транспортных компаний необходимо повышать собственную осведомленность в сфере банкротства, в частности путем обращения за квалифицированной юридической помощью, поскольку банкротство - это не только ликвидация предприятия, но и возможность восстановить свою платежеспособность через заключение мирового соглашения или введение процедуры санации по применению соответствующих мер с целью осуществление расчетов с кредиторами, получения прибыли и интенсивного развития предприятия.

Специально для журнала "Транспорт"