Паевой взнос: как правильно выполнить обязательства по инвестициям в инфраструктуру

14 июля 2016
Открытию новых предприятий по производству (хранение, переработка и др.) сельскохозяйственной продукции на территории Украины предшествует много сложностей, возникающих в процессе взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления (в части получения разрешительных документов и выполнения других законодательных требований).

Указанные трудности особенно ощутимы для иностранных инвесторов, которые не всегда могут правильно оценить и понять специфику взаимодействия с государственными и местными органами власти в Украине.

На сегодняшний день,  одной из актуальных проблем - является вопрос уплаты паевой части в развитии инфраструктуры населенного пункта (далее – паевой взнос).

I. Общая информация о паевом взносе

Лицо, имеющее намерение открыть агропредприятие в соответствующем населенном пункте, обязано принять участие в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры указанного населенного пункта. Данный вопрос урегулирован, в частности, нормами Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Паевой взнос заключается в перечислении средств в соответствующий местный бюджет инвестором до принятия объекта строительства в эксплуатацию. Для целей открытия нового агропредприятия размер паевого взноса не может превышать 10 процентов общей сметной стоимости строительства объекта. При этом, порядок привлечения, расчета размера и использования средств паевого взноса устанавливают органы местного самоуправления путем принятия решения на сессии соответствующего совета.

Паевой взнос уплачивается на основании договора о долевом участии, заключаемого между органом местного самоуправления и инвестором.

Учитывая указанное, очевидно, что вопрос паевого взноса поверхностно урегулирован законом. Особенности паевого взноса устанавливаются в каждом населенном пункте отдельно на основании решением органа местного самоуправления.

ІІ. Проблемы, связанные с паевым взносом

1. Отсутствие решений. Достаточно часто на территории населенных пунктов отсутствуют решения (речь идет о селах, поселках, ведь преимущественно, агропредприятия  открываются именно в указанных населенных пунктах). Указанная ситуация создает ряд проблем, связанных с заключением договоров, ведь как уже отмечалось выше, вопрос долевого участия должен быть детально урегулирован именно решением.

Для примера: в с. Полковничье Ставищенского района Киевской области отсутствует решение. Указанная ситуация приводит к тому, что сельский совет отказывается заключать договора, мотивируя это невозможностью определить существенные условия таких договоров.

2. Коррупция. Отсутствие решений порождает следующую проблему - коррупцию. Так, отсутствие определения конкретных условий привлечения к долевому участию на территории населенного пункта и отсутствие инициативы со стороны соответствующего органа местного самоуправления принять решение приводит к злоупотреблению должностными лицами органов местного самоуправления своими полномочиями.

Например, органы местного самоуправления могут требовать «взятку» с целью подписания договора, мотивируя это тем, что в противном случае инвестор вообще не сможет открыть агропредприятие, ведь на территории села (поселка) отсутствует решение и другого способа, чем «договориться» не существует.

3.Некомпетентность. Обращаем внимание, что большое количество должностных лиц органов местного самоуправления (имеется в виду сельские, поселковые советы) некомпетентны в решении вопросов, связанных с паевым взносом.

Рассмотрим на конкретных примерах о чем идет речь.

А. Органы местного самоуправления часто считают, что паевой взнос в местный бюджет должен платить и инвестор, открывающий агропредприятие за пределами конкретного населенного пункта. Однако, указанная позиция органов местного самоуправления не соответствует нормам закона. В частности, из норм указанного закона очевидно, что паевой взнос должны платить только лица, имеющие намерение осуществлять строительство именно в пределах населенного пункта.

Б. Довольно часто органы местного самоуправления неправильно понимают значение термина «застройка земельного участка» и ошибочно привлекают инвесторов к паевому взносу. В частности, имела место ситуация, при которой орган местного самоуправления намеревался привлечь к паевому взносу лицо, осуществлявшее реконструкцию объекта без изменения его геометрических форм. Однако, из системного анализа норм закона очевидно, что факт реконструкции объекта не является доказательством необходимости платить паевой взнос. Не нужно заключать договор в случаях, если осуществляется реконструкция объекта (например, внутренние работы) и при этом не происходит застройка земельного участка, что имеет место при осуществлении реконструкции объекта без изменения его геометрических форм.

4. Достаточно часто важно адекватно оценить необходимость уплаты паевого взноса. Например, могут возникнуть ситуации, в которых инвестор отказался оплатить паевой взнос. Указанные действия не помешают ввести агропредприятие в эксплуатацию, однако могут возникнуть проблемы в присвоении почтового адреса нового объекта. Так, вопросами присвоении почтового адреса занимаются органы местного самоуправления. Отсутствие уплаты паевого взноса может стать причиной отказа в присвоении почтового адреса конкретному объекту, что впоследствии приведет к невозможности зарегистрировать право собственности на такой объект.

Это только основные проблемы, с которыми может столкнуться инвестор при решении вопроса относительно паевого взноса. На практике, таких вопросов может возникнуть гораздо больше.

ІІІ. Выход есть 

С целью защиты своих интересов и экономии времени рекомендуем обращаться за квалифицированной юридической помощью, потому, что инвесторам достаточно непросто найти компромисс с органами местного самоуправления.

Например, выходом из проблемных ситуаций может оказаться:

1. Квалифицированное консультирование Инвестора по поводу целесообразности (необходимости) уплаты паевого взноса в конкретном случае, учитывая специфику украинского законодательства.

2. Предоставление консультаций органам местного самоуправления по поводу необходимости уплаты паевого взноса в конкретном случае.

3. Создание проектов решений с целью ускорения процесса заключения договора.

4. Защита интересов Инвесторов в судебном порядке (при необходимости) и др.

Вопрос паевого взноса для Инвестора является весьма актуальным и в то же время проблемным. С целью исключения «неудобных ситуаций» рекомендуем обращаться за квалифицированной правовой помощью к юристам. АО «IMG Partners» неоднократно успешно занималась изучением и решением вопросов паевого взноса для Иностранных инвесторов.


Игорь Мельник,
управляющий партнер IMG Partners, адвокат