Правовое регулирование перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

4 декабря 2017
Перевозка опасного груза является сложным процессом как в техническом, так и в юридическом контексте, ведь именно при перевозке существует наибольший риск возникновения непредвиденных ситуаций, вызванных внешними факторами. Учитывая высокий уровень ответственности, предусматривающей ответственность и перевозчика, и грузоотправителя с получателем, очень важным является соблюдение всех требований к оформлению и перевозки такого груза.

19 января 2017 Украина, с целью выполнения международных обязательств по соглашению с ЕС и имплементации соответствующих директив, присоединилась к международным стандартам перевозки опасных грузов. Хотя процесс гармонизации национальных и международных правовых норм является достаточно длительным, необходимость соответствия процедуры перевозки опасных грузов европейским стандартам уже существует.

Учитывая, что юридическое сопровождение такой перевозки требует внимания со стороны всех субъектов, которые принимают в нем участие, рассмотрим более подробно требования, предъявляемые ко всем участникам правоотношений по перевозке опасных грузов в международном сообщении.

Для того, чтобы разобраться, какие требования предъявляются к владельцам и перевозчиков таких грузов, прежде всего, следует определить, какие нормы регулируют данные правоотношения.

Нормативное регулирование перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Вопрос перевозки опасных грузов автомобильным транспортом регулируется национальными и международными нормативно-правовыми актами, среди которых:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ), ратифицированная законом №1511-III (№1511-14) от 02.03.2000 г .;
  • Конвенция Организации Объединенных Наций о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 г .;
  • Конвенция Организации Объединенных Наций о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом от 10.10.1989 г .;
  • Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов автомобильным транспортом, международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» №1001 от 02.12.2015 г.;
  • Приказ Министерства внутренних дел Украины № 822 «Об утверждении Правил дорожной перевозки опасных грузов» от 26.07.2004 г.
Кроме того, процедура перевозки опасных грузов подробно описана в «Рекомендациях Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов» 2015 года.

Правовые требования, предъявляемые к отправителю опасного груза

Для того, чтобы учесть потенциальные риски, прежде всего необходимо определить, к какому классу опасных грузов относятся вещества, в перевозке которых нуждается предприятие. Принадлежность вещества или товара к определенному классу предусматривает ряд особых требований к его перевозке с учетом опасных свойств такого груза.

При этом ответственность за правильную классификацию, маркировку опасного груза, маркировку и пригодность собственной тары для перевозки опасного груза несет грузоотправитель.

Классификация опасных грузов регламентирована в соответствии с ГОСТ 4500-3 и ДОПОГ и насчитывает 9 классов, включающих в себя: взрывчатые вещества и изделия; газы; легковоспламеняющиеся жидкости; легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, вещества, которые полимеризуются и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества; вещества, способные к самовозгоранию; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой; окисляющие вещества; органические перекиси; токсичные вещества; инфекционные вещества; радиоактивные материалы; коррозионные вещества; другие опасные вещества и изделия.

Класс, к которому принадлежит тот или иной груз указывается в нормативном документе на продукцию или в паспорте безопасности вещества и в транспортном документе.
 
В соответствии с конкретными наименованиями, а также свойств для веществ или изделий, кроме указания класса (или подкласса), определяется номер ООН, вид дополнительной опасности, группа упаковки и / или группа совместимости.

Если изделия или вещество не указаны конкретно по наименованию в перечне опасных грузов, их класс и все другие особенности определяются по результатам классификационных испытаний.

Обращаю внимание на то, что отсутствие указания класса опасности груза с номером ООН в товаросопроводительных документах может стоить владельцу груза не только денег на оплату штрафа, размер которого определяется административным кодексом соответствующей страны, но и создает риск остаться без груза.

Так, согласно ч. 2 ст. 22 КДПГ опасные грузы, о характере которых перевозчик не был осведомлен могут быть в любой момент и в любом месте выгружены, уничтожены или обезврежены перевозчиком без компенсации. В свою очередь, отправитель несет ответственность за все расходы и ущерб, вызванные передачей этих грузов для перевозки или их перевозкой.

Из этого следует, что в случае отсутствия полных данных о свойствах опасного груза перевозчик имеет право не только остановить перевозку, но и утилизировать данный груз. В свою очередь, уполномоченные органы государств, на территории которых осуществляется перевозка имеют право не только наложить штраф на перевозчика, но и конфисковать и утилизировать данный груз. Все расходы, возникающие по обоим возможным сценариям в результате полагаются на грузоотправителя, который не указал соответствующую информацию.

Определившись с классом и характеристиками груза необходимо выбрать специализированного перевозчика опасных грузов. Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций при перевозке опасных грузов и ответственности за последствия таких ситуаций следует проверить соответствие перевозчика всем требованиям.

Требования, предъявляемые к перевозчикам, осуществляющим перевозки опасных грузов.

Во-первых, перевозчик обязан иметь лицензию на осуществление перевозок опасных грузов, предусмотренную п. 24 ст. 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» № 222-VIII от 02.03.2015 г..

Кроме требований к материально-технической базе, предприятие-перевозчик таких грузов должно иметь штатного или привлеченного уполномоченного по вопросам безопасности перевозок опасных грузов.

Во-вторых, транспортные средства, осуществляющие перевозки должны быть пригодны для перевозки опасных грузов, что в свою очередь должно быть подтверждено свидетельством о допуске каждого конкретного транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов.

Допуск такого транспортного средства должен отвечать именно поэтому класса груза будет перевозиться, ведь технические требования к автомобилям зависят от особенностей груза.

Для транспортных средств, осуществляющих международные перевозки опасных грузов и отвечают требованиям ДОПОГ, свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов выдается только на транспортные средства, соответствующие международным техническим требованиям и относятся к таким видам как EX / II, EX / III, FL, OX, АО и MEMU.

Такое свидетельство выдается Госавтоинспекцией МВД Украины (далее - Госавтоинспекция МВД). Проверить такое свидетельство можно в органах Министерства внутренних дел, ведь сведения о всех выданных и продолжены свидетельства вносятся в журнал и в автоматизированной информационно-поисковой системы Госавтоинспекции МВД.

В-третьих, водитель перевозчика обязан иметь свидетельство о прохождении специального курса подготовки по перевозке опасных грузов. Специализированная подготовка и вид зависят от вида транспортного средства и категории грузов.

В-четвертых, обязательно должно быть оформлено согласование дорожной перевозки, которое заключается в согласованиис Госавтоинспекцией МВД движения транспортных средств конкретными улицами и дорогами, обусловливающее недопущение проезда через коммерческие или жилые районы, экологически чувствительные районы, промышленные зоны с опасными объектами или дорогами транспортных средств, представляющих серьезную физическую опасность для участников движения. Срок действия такого согласования составляет три месяца.

Однако, важно отметить, что в случае если срок действия хотя бы одного из разрешительных документов, указанных выше, истекает ранее трехмесячного срока, то такое согласование также прекращает свое действие. Поэтому, о получении разрешительных документов на новый срок стоит задумываться заранее.

В-пятых, перевозчиком такая перевозка должно быть застраховано, подробнее о чем далее.

Несоблюдение хотя бы одного требования может привести к ответственности:
  • лишение прав водителя, который осуществляет перевозки; 
  • наложение штрафа (как на водителя и перевозчика, так и на грузоотправителя); 
  • конфискация и уничтожение груза.
Страхование деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов

Учитывая уровень последствий в случае наступления чрезвычайных ситуаций при перевозке опасных грузов, законодательством Украины предусмотрено обязательное страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов.

Данное требование закона касается всех субъектов, вовлеченных в процесс перевозки опасных грузов, в том числе, касается грузоотправителя и грузополучателя.

Важным аспектом является то, что отправителю и получателю опасного груза на каждую перевозку выдается отдельный договор страхования, с указанием транспортного средства и объема опасного груза. В свою очередь страховая сумма за каждую полную и неполную тонну опасного груза устанавливается в зависимости от класса опасности груза.

Особого внимания владельца груза при заключении договора с перевозчиком требует тот факт, что предусмотрено законом обязательное страхование касается исключительно ответственности на случай наступления негативных последствий перевозки такого груза, а не страхование непосредственно самого груза. Это означает, что условиями такого договора следует отдельно предусмотреть страхование груза на случай его повреждения или уничтожения в процессе перевозки.

Подытоживая все вышесказанное, хочу сказать, что несмотря на то, что хотя в соответствии с нормами украинского законодательства, основной ответственностью за нарушение требований при оформлении перевозки опасного груза выступает административный штраф, размер которого является относительно незначительным для крупных предприятий, однако уровень опасности данного груза при перевозке в сообщении обуславливает право и перевозчика, и уполномоченных государственных органов уничтожить груз в случае нарушения требований его перевозки. Так что на всех субъектов перевозки возлагается требование по соблюдению международных правил перевозки опасных грузов, а на владельца груза еще и необходимость контролировать добросовестность выполнения правил привлеченным участниками, ведь именно от этого зависит успешная и безопасная доставка груза до места назначения.

Специально для издания "Юридическая газета"