Проекты изменений
Вне конкурса
Порядок предоставления земельных участков для ведения фермерского хозяйства регламентирован, в частности, Законом и Земельным кодексом (ЗК) Украины.
По общему правилу предоставление земельных участков государственной и коммунальной собственности в аренду или в собственность происходит путем проведения аукциона. Однако, согласно части2 статьи134 ЗК Украины, заинтересованное лицо может получить указанные выше вещные права на земельные участки вне конкурса. Такая ситуация объясняется необходимостью развития фермерства и вообще всего сельского хозяйства. Но отсутствие необходимости проведения земельных аукционов при получении земельного участка для ведения фермерского хозяйства вызвало немало проблем.
Так, для получения права на земельный участок лицо, имеющее намерение создать фермерское хозяйство, подает в уполномоченные органы государственной власти/местного самоуправления заявление и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении. Указанное заявление рассматривается в месячный срок, после чего предоставляется согласие на подготовку землеустроительной организацией проекта отвода земельного участка или мотивированный отказ.
Действующим законодательством (часть3 статьи123 ЗК Украины, статья7 Закона) определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства.
При этом, несмотря на четко определенные сроки рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства, четко регламентированные основания для отказа в предоставлении такого участка, заинтересованное лицо (заявитель) далеко не всегда имеет возможность реализовать свое право.
Свои люди?
Так, на практике часто возникают ситуации, при которых лицо, имеющее намерение создать фермерское хозяйство, предоставляет в уполномоченный орган заявление с соблюдением всех норм действующего законодательства. Однако его заявление длительное время остается без рассмотрения. При этом ни одного решения относительно этого заявления не принимается. Такие действия исключают возможность заявителя обратиться в суд и обжаловать действия уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства. Зато в это время с аналогичным заявлением в уполномоченный орган обращается «свое лицо». Его заявление быстро рассматривают и удовлетворяют путем предоставления соответствующего земельного участка. При таких обстоятельствах первый заявитель не имеет вариантов по противодействию указанной коррупционной схемы, ведь формально уполномоченный орган никаких нарушений не допускал, кроме затягивания рассмотрения заявления «добросовестного заявителя». Следствием такого затягивания может быть, например, привлечение работника канцелярии к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовых обязанностей, в том числе по затягиванию регистрации заявления или передачи его на рассмотрение компетентному должностному лицу.
После получения земельного участка «свое лицо» передает его по договору субаренды соответствующему земельному банку. Это завершающий этап коррупционной схемы.
С целью предотвращения названных выше случаев в законодательство необходимо внести изменения, которые будут касаться, в частности, предоставления земельных участков для ведения фермерского хозяйства в пользование/собственность на конкурсной основе путем проведения земельных аукционов в порядке, установленном нормами статей135–139 ЗК Украины.
Такие нововведения будут способствовать предотвращению коррупции, обеспечат прозрачность процедуры предоставления земельных участков для ведения фермерского хозяйства в пользование/собственность, увеличат поступления в местные и государственные бюджеты, откроют доступ к земельным ресурсам более широкому кругу граждан.
Снизить ценз
Как отмечалось выше, с целью получения земельного участка в собственность/пользование для ведения фермерского хозяйства заинтересованное лицо должно предоставить документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении. Указанное требование нелогично. Так, наличие соответствующего образования и/или опыта работы вовсе не гарантирует, что будущий фермер станет эффективно вести аграрный бизнес. Действующим законодательством регламентирован перечень документов, подтверждающих опыт работы в сельском хозяйстве. Очевидно, что большая часть успешных бизнесменов лишена возможности быть учредителем фермерского хозяйства. Это касается, к примеру, участников аграрных предприятий, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью. Несмотря на то что указанные лица могут иметь значительный опыт эффективного ведения аграрного бизнеса, они не являются лицами, которые имеют опыт работы в сельском хозяйстве в понимании норм действующего законодательства, и лишаются возможности создать фермерское хозяйство.
Отмена требований относительно специального образования и опыта работы в аграрной сфере для лиц, которые намерены создать фермерское хозяйство, откроет доступ многим профессионалам к ведению аграрного бизнеса посредством организационно-правовой формы юридического лица «фермерское хозяйство». Указанные изменения будут способствовать развитию отечественного сельского хозяйства.
Согласно статье8 Закона, граждане могут приобретать земельные участки для ведения фермерского хозяйства на правах аренды. Однако Законом не определен порядок передачи указанных земельных участков от физического лица (учредителя) к вновь созданному фермерскому хозяйству. Таким образом, возникает ситуация, при которой фермерское хозяйство фактически владеет и пользуется земельными участками, но не является их арендатором, в частности, не может отчуждать права аренды по гражданско-правовым договорам.
С целью урегулирования ситуации предлагается дополнить статью8 Закона нормой о том, что в течение двух месяцев со дня государственной регистрации фермерского хозяйства права аренды земельных участков, предоставленных основателю фермерского хозяйства, подлежат переоформлению на фермерское хозяйство на тех же условиях.
Отчуждение доли
Достаточно интересным моментом является попытка урегулировать вопрос о возможности отчуждения доли в уставном капитале фермерского хозяйства. Так, предлагается изложить часть2 статьи22 Закона следующим образом: «По решению членов фермерского хозяйства в соответствии с законом фермерское хозяйство как объект имущественных прав может быть отчуждено на основании гражданско-правовых соглашений гражданам Украины или юридическим лицам, созданным по законодательству Украины, в порядке, предусмотренном для отчуждения доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью».
По нашему мнению, не возникает каких-либо проблем в случае принятия членами фермерского хозяйства решения о продаже всего фермерского хозяйства путем отчуждения 100% доли в уставном капитале. Однако при попытке отчуждения доли уставного капитала фермерского хозяйства менее 100% ряд вопросов появляется.
Во-первых, Законом предусмотрен только один орган управления фермерским хозяйством— председатель. Другие органы управления, в том числе и общее собрание, действующим законодательством не предусмотрены.
Во-вторых, уставный капитал фермерского хозяйства не разделяется на части.
Да, теоретически в уставе можно определить размер долей в уставном капитале каждого участника и предусмотреть, что представительным органом фермерского хозяйства является общее собрание членов, а принятие решения общим собранием членов происходит путем голосования, при этом каждый член имеет количество голосов пропорционально его части в уставном капитале.
При этом останется нерешенной проблема согласования предложенных изменений с другими нормами Закона. Так, согласно статье3 Закона, членами фермерского хозяйства могут быть исключительно лица, находящиеся в родственных отношениях. То есть внесение изменений только в статью8 Закона является лишь первым шагом для практического применения предлагаемых нововведений. Для беспроблемного отчуждения корпоративных прав фермерского хозяйства необходимо внести изменения и в другие нормы Закона, в частности, касающиеся статуса членов фермерского хозяйства и их прав.
Таким образом, можно отметить, что законопроектами №2279 и №2028а предлагаются изменения в земельном законодательстве, касающиеся непосредственно фермерских хозяйств. Такие потенциальные нововведения весьма перспективны для развития сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства и призваны обеспечить, в частности, рациональное использование земель государственной и коммунальной собственности. Однако для практического применения предложенные изменения требуют частичной доработки.