Российское эмбарго для Украины: последствия и пути решения

27 июля 2016
Ограничение транзита

Проблемы с транзитом товаров из Украины через территорию Российской Федерации начались еще в начале января этого года. Это было обусловлено тем, что с 1 января 2016 года Президент РФ издал указ №1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов РФ при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию РФ».

Данный указ установил следующие требования для транзита товаров из Украины в Республику Казахстан через территорию РФ:
1. осуществление транзита с территории Республики Беларусь;
2. обязательное использование средств идентификации (пломб);
3. функционирование навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
4.наличие у водителей соответствующих учетных талонов, которые необходимо получать в стационарных или передвижных контрольных пунктах при въезде на территорию РФ с территории Республики Беларусь и сдавать при выезде с территории РФ.

При этом, пунктами через которые может осуществляться транзит на российско-белорусскому участку государственной границы были определены: 
- стационарный контрольный пункт «Красное» (456 км автомобильной дороги М-1 «Беларусь»);
- контрольный пункт, расположенный на железнодорожной станции Смоленск-Сортировочный.
На российско-казахстанском участке государственной границы:
- стационарный контрольный пункт (145 км автомобильной дороги А-310, автомобильный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска «Бугристое»);
- cтационарный контрольный пункт (194 км автомобильной дороги А-300, автомобильный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска «Маштаково»);
- контрольный пункт, расположенный на железнодорожной станции Озинки.

Изначально предполагалось, что действие указа продлится до 1 июля 2016 года, однако с указанной даты его действие не только продолжилось, а и усилилось. Так, 1 июля 2016 года Президент РФ издал указ №319, которым внес изменения в вышеупомянутый указ №1. Внесенные изменения касались следующего:
1. Распространение действия указа на перевозку грузов с территории Украины на территорию Кыргызской Республики через территорию РФ. Таким образом, устанавливаются особые условия для транзита товара из Украины через территорию РФ в Республику Казахстан и Кыргызскую Республику.
2. Полный запрет транзита товаров, включенных в список запрещенных товаров в соответствии с указом Президента РФ от 6 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», и на которые в РФ применяются ставки ввозных пошлин отличные от 0 (ввозные пошлины согласно ставкам Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, прописаны в решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54).
3. Продление действия указа до 31 декабря 2017 года.

Таким образом, новый указ не просто установил особенности транзита товаров из Украины через территорию РФ в Республику Казахстан и Кыргызскую Республику, а полностью запретил транзит отдельных групп товаров, ссылки на которые определены в указе, из Украины через территорию РФ. В частности, речь идет о товарах 97 групп - от продуктов питания до оборудования.

Последствия для Украины

К сожалению, вышеуказанные действия РФ достаточно сильно повлияли и будут влиять в будущем на торговлю Украины и приведут к ухудшению условий торговли не только с Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой, а и с третьими странами.

Что касается непосредственно Республики Казахстан, то в 2015 году по данным Государственной службы статистики Украины объем экспорта товаров из Украины в Казахстан составил 712,7 млн. долл. США, что составляет 2% от общего экспорта Украины. В свою очередь, за период с января по апрель 2016 года экспорт товаров из Украины в Республику Казахстан составил 121,7 млн. долл. США, что на 48% меньше аналогичного периода 2015 года. Таким образом, последствия вышеупомянутых действий РФ уже достаточно сильно ощутимы. 

 Также, нужно понимать, что данный показатель может ухудшиться еще больше, учитывая, что в связи с введенными торговыми ограничениями стоимость грузовых перевозок в Республику Казахстан выросла ориентировочно на 30%, что является серьезным барьером для перевозчиков, ведь увеличение транспортной составляющей в себестоимости продукции приводит к снижению маржи для экспортеров и, соответственно, снижению объема перевозок.

Что же касается ситуации в целом, то такие действия негативно влияют на экспорт товара из Украины в страны Центральной Азии, куда экспорт также осуществлялся преимущественно через территорию РФ, а сейчас, соответственно, ограничен.

С точки зрения международного права, действия РФ нарушают нормы и принципы ВТО, являются непрозрачными и такими, что носят дискриминационный характер.

Какие же варианты и возможности для решения вопроса открываются для Украины?

Во-первых, применение соответствующих мер со стороны Украины. В частности, правительство Украины уже продлило до 31 декабря 2017 года действие запрета ввоза на таможенную территорию Украины товаров, произведенных в РФ, перечень которых утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 года № 1147 «О запрете ввоза на таможенную территорию Украины товаров, произведенных РФ». Указанное постановление о запрете утратит силу 1 января 2018 года или после отмены запрета ввоза на таможенную территорию РФ товаров сельскохозяйственного назначения, продукции и сырья, происходящих из Украины.

Во-вторых, обжалование действий РФ в рамках ВТО. Так, ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле предусматривает свободу транзита, в соответствии с которой должна существовать свобода транзита через территорию каждой стороны по маршрутам, наиболее подходящим для международного транзита, для транзитных перевозок на территорию других сторон или с территорий других сторон. Таким образом, действия РФ абсолютно противоречат вышеупомянутой статьи Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Согласно Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров в рамках ВТО первой задачей механизма урегулирования споров, как правило, является обеспечение отмены соответствующих мер, если установлено, что они не соответствуют положениям любой из охваченных соглашений. Однако нужно понимать, что процедура обжалования в ВТО является довольно длительной и на решение споров иногда уходят годы. Собственно, первой стадией урегулирования споров в рамках ВТО является проведение конфиденциальных консультаций. В случае безрезультативности - рассмотрение жалобы группой экспертов. При этом, стоит отметить, что другие государства-члены ВТО могут принимать участие в споре в качестве третьих сторон или созаявителей. Следующей стадией является обжалование отчета группы экспертов в апелляционном органе и, сообственно, окончательный отчет.

В-третьих, необходимым является поиск альтернативных маршрутов для транзита украинских товаров. Пока что речь идет исключительно о Шелковом пути, который делает возможным транзит товаров в Казахстан в обход территории РФ через Грузию, Азербайджан и по Каспийскому морю в казахстанский порт Актау.

К сожалению, на сегодняшний день перевозки по Шелковому пути существенно дороже, чем по территории РФ, что, в свою очередь, удорожает и сам товар. Однако переговоры с представителями Грузии и Азербайджана по снижению тарифа продолжаются и, собственно, ожидается, что указанный маршрут начнет работать полноценно и будет конкурентным уже с сентября этого года. В случае снижения тарифа, именно такой маршрут может стать альтернативой для транзита товаров из Украины в Республику Казахстан и другие государства Азии.

Также, возможным является обжалование действий РФ со стороны Республики Казахстан и Кыргызской Республики, ведь действия РФ касаются их непосредственно. Украина уже ведет предварительные переговоры по этому поводу, однако пока что вопрос остается открытым. Казахстан и Кыргызстан выражают свое недовольство, однако нужно помнить, что указ РФ о запрете транзита позволяет последним обратиться к РФ с просьбой разрешения транзита для отдельных групп товаров. Поэтому, скорее всего, Казахстан выберет вариант вести переговоры с РФ по наиболее чувствительным позициям, а не «начинать торговую войну». Более того, Казахстан уже рекомендовал перевозчикам осуществлять перевозки из Украины в Республику Казахстан альтернативными маршрутами в обход РФ.

К сожалению, стоит отметить, что Украина оказалась не готова к таким действиям со стороны РФ. И пока вопрос об эффективных средствах для урегулирования ситуации  обсуждается, негативные последствия уже имеют место. Так, уже с начала июля было задержано немало грузов как на российско-украинской, так и на белорусско-российской границе, где РФ не пропускала грузы с Украины назначением Республика Казахстан и Кыргызская Республика. А это приводит к значительным убыткам, как грузоперевозчиком и владельцев товара, так и страны в целом.

Ольга Осипчук,
адвокат IMG Partners, руководитель практики международной торговли