Украина аграрная

25 октября 2016
Ни для кого не секрет, что агробизнес в Украине - это одна из самых перспективных отраслей хозяйства, которая развивается довольно быстро. Если принимать во внимание глобальные перспективы, то на фоне роста численности населения мира спрос на продукты питания будет только расти, при этом размер угодий пригодных для возделывания и выращивания с/х культур остается постоянным.

В мире осталось не более 9% земель пригодных для целей с/х, которые еще не используются.
Поэтому на смену экстенсивным методам ведения с/х идут интенсивные. Наша страна является ярким примером перехода, хотя и происходит он не так быстро, как бы нам хотелось. Однако мы уже доказали всему миру, что Украина - это достаточно сильный игрок на рынке аграрной продукции.

Международные эксперты и финансовые институты дают нам хорошие советы, приводя в пример положительный зарубежный опыт, который мы пытаемся перенять. Однако я считаю, что мы должны идти собственным путем, состоящий в результате исторических, культурных, географических и многих других причин.

Сегодня Украина имеет уникальный опыт управления огромными земельными массивами, которые были созданы отечественными холдингами. Аналогичный опыт имеют лишь несколько стран мира, а именно: Бразилия, Австралия, Россия и Казахстан. В обществе существуют разные мнения по поводу агрохолдингов. Сложился стереотип, что это компании-монстры, которые только выводят деньги в оффшоры. Так, существует и такая практика, но нельзя отрицать их преимущества.

Холдинги являются движущей силой, ведущей агробизнес в Украине путем изменений, они являются пионерами отрасли, которые первыми внедряют IT-разработки, методы точного земледелия. Соответственно, происходит рост урожайности и рентабельности бизнеса, чем создается надежда на существование и развитие всей отрасли. Холдингам легче получить международные гранты, кредитные средства для них более доступны. Они ориентированы на выращивание преимущественно экспортно-ориентированных культур.

Свою миссию выполняют средние и малые фермерские хозяйства. Есть уникальные примеры ведения аграрного бизнеса на небольших земельных наделах с рекордной урожайностью или с опытом выращивания эксклюзивных культур, которые пользуются большим спросом за рубежом. В отличие от крупных, такие хозяйства ориентированы на трудоемкие культуры и на внутренний рынок, а значит, они обеспечивают работой села и продовольствием города.
В этом симбиозе рождается такой агробизнес Украины, где нужны все формы хозяйствования, не нужно ограничивать или уничтожать. Наоборот, их необходимо хранить и поддерживать.

Преграды для развития
В широком смысле на агробизнес, как и на любой другой бизнес в нашей стране, негативно влияет нестабильная политическая и экономическая ситуации. Но если рассматривать его более предметно, то отсутствие доступа к дешевым кредитным средств и несовершенство законодательной базы, регулирующей отношения участников этого рынка, являются основными сдерживающими факторами, которые связаны между собой.

Специфика агробизнеса заключается в его зависимости от погодных условий (засухи, морозы, вредители и т.д.). Если их умножить на масштаб, то они могут не просто ударить по финансовому благосостоянию компании, но и разорить ее. На помощь иностранным компаниям приходит аграрное страхование таких рисков, которое в нашей стране почти не работает. Все это заставляет к поиску источников надежного финансирования.

Отечественные и иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в отечественный агробизнес при наличии определенных гарантий. Однако из-за неопределенности относительно права собственности на земельные наделы, о капитальных инвестициях не может быть и речи.

Вполне понятно, что мы не готовы к открытию рынка земель с / х назначения, в связи с несовершенством законодательства, регулирующего земельные отношения. Верховная Рада Украины отложила решение этого вопроса еще на год, приняв законопроект №5123-1 о продлении моратория на продажу сельскохозяйственных земель до 01.01.2018 г.. Однако отсутствие четкого плана реформ и оттягивание во времени открытия рынка негативно влияют на отрасль.

Фактическое отсутствие возможности реализовать свое право частной собственности на землю тормозит развитие всей отрасли по следующим причинам:
- инвестиционный потенциал сектора, при условии продолжения действия моратория, остается на низком уровне из-за отсутствия гарантий;
- нерациональное использование земель арендаторами, которые истощают земли, арендуя их на короткий срок;
- отсутствие доступа к кредитным средствам по доступным ставкам; земля не может выступать в качестве залога за отсутствия узаконенной собственности на землю.
Несмотря на это, дальновидные международные инвесторы (китайцы, арабы, голландцы и др.), Понимая, что первоочередное право покупки земли будут арендаторы продолжают скупать фермерские хозяйства, которые имеют договоры аренды с пайщиками (владельцами земли).
Вполне очевидно, что аграрная отрасль нуждается в приходе иностранного инвестиционного капитала. Однако при этом существуют опасения, что иностранцы скупят все земли, предложив такую цену, по которой отечественный бизнес не будет способен ее принять.
Надеемся, что такие риски будут минимизированы новым законом об обороте с / х земель. Сейчас существуют законопроекты, которые предусматривают ограничения на приобретение земли для иностранцев и для отечественных агропроизводителей, которые выражаются в величине земельного банка, находящегося в обработке у одного производителя.

Направления и перспективы
Если говорить о наиболее привлекательные направления в агробизнесе, в том числе ориентированные на экспорт, то нельзя включать всех производителей в целом. То, что хорошо получается у одних, может не быть эффективным для других. И речь не только о масштабности бизнеса, но и о различных климатических пояса, в которых находятся производители.
Например, наше предприятие «Лоретта Агро» успешно занимается выращиванием кукурузы, которая является экономически эффективной культурой для Хмельницкой области. А наш клиент (агропроизводитель из Одесской области) считает такую ​​культуру рисковой за отсутствия достаточного количества влаги в этом регионе.

Данный вопрос нужно рассматривать с учетом масштабности бизнеса. Для крупных аграрных производителей это могут быть экспортно высокомаржинальных культуры (такие как соя, подсолнечник или рапс). Для малых и средних производителей - нишевые культуры (спельты, спаржа, отруби, конопляное мука, продукты из семян льна и т.д.).

Рассматривая тему органики, стоит отметить, что для малых и средних хозяйств этот вид деятельности является достаточно привлекательным. Особенно, если предприятие заинтересовано в экспорте (в частности, в ЕС). Это могут быть органические ягоды, фрукты, овощи, детские соки и питание, фруктовые и овощные пюре. В обществе распространены мифе о том, что если экспортные квоты исчерпаны, то уже нельзя экспортировать весь товар. По таким видам как пшеница и масло - это да. Но по многим другим видам товаров квоты вообще неисчерпанные, поскольку такие товары мы не производим (например, ягнятина и грибы). Надо находить такие ниши. Возможно, они будут прибыльными именно для Вашего бизнеса!

Пример с последней практики: наш клиент в Харьковской области имеет сертификат «Евро лиф» и довольно успешно занимается выращиванием ягод и грецких орехов; пока он работает над внедрением линии, которая позволит сушить ягоды и отправлять их на экспорт в ЕС и другие страны.

Конечно, сегодня отечественные производители на свой страх и риск решаются переходить к органическому способа земледелия. Нет никаких гарантий, что выращенный урожай удастся экспортировать или реализовать на местном рынке по цене, выше средней. Ведь органическая продукция входит в премиум-сегмента рынка, занимая высокий ценовой диапазон, а покупательная способность населения Украины в последнее время, как известно, значительно снизилась. Однако кто не рискует, тот не пьет шампанского!

Законодательное урегулирование
О том, насколько законодательно хорошо или плохо урегулирован работу аграрного рынка в Украине, нельзя дать однозначного ответа. С одной стороны, законодатель достаточно четко регламентировал деятельность субъектов аграрного рынка по производству и реализации сельскохозяйственной продукции. Так, например, Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (далее - Закон) определено ценовые, кредитные, регуляторные и другие аспекты государственного управления по регламентации производства сельскохозяйственной продукции и развития аграрного рынка. Также этим Законом определен перечень сельскохозяйственной продукции, которая является объектом государственного ценового регулирования. В зависимости от потребностей рынка, перечень такой продукции может пересматриваться. Кроме этого, у нас действует Аграрная биржа, в рамках которой Аграрный фонд осуществляет государственное ценовое регулирование, что позволяет избежать резкого повышения или снижения цен на сельскохозяйственную продукцию.

К тому же Закон Украины «Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции» имеет целью защиту прав и интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих оптовую продажу сельскохозяйственной продукции собственного производства. Существует еще множество законов и подзаконных нормативных актов Минагрополитики, которыми регламентируются различные аспекты функционирования аграрного рынка (в частности, квоты поставки на внутренний и внешний рынки, ценовые ограничения и влияние рентабельности производства сельскохозяйственной продукции). То есть аграрный рынок в Украине действует по четко регламентированным правилам. А проблемы, по моему мнению, на этом рынке возникают, прежде всего, через всеобъемлющую бюрократию в государственных органах и, как следствие, коррупцию.

С другой стороны, Украина в рамках подписанного Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС обязалась приблизить отечественное законодательство с законодательством ЕС, в том числе в области сельского хозяйства. В этом вопросе Украина несколько отстает, ведь подавляющее большинство нормативных актов, хотя и достаточно четко регулируют указанные отношения на рынке, но все же не соответствуют стандартам и нормам ЕС. Необходимо обратить внимание аграрного бизнеса на то, что в соответствии с гл. 17 указанного Соглашения пока следует ожидать изменения в украинском законодательстве по регламентации производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, генетически модифицированных продуктов, методов оценки и анализа молочных продуктов, новых стандартов торговли сельскохозяйственной продукцией, семена, сахара и др.

При этом продление моратория на продажу земель с / х назначения, по моему мнению, является неправовым и экономически нецелесообразным. Это такая отсрочка для крупных агрохолдингов, которые в случае открытия рынка сельскохозяйственных земель рискуют потерять все земли, которые они используют в своей деятельности. Агрохолдинги и другие крупные игроки аграрного рынка получили шанс для перегруппировки активов и перезаключения договоров аренды или эмфитевзиса, что выведет их земельные банки из обращения в случае запуска рынка в 2018.

Однако при таких условиях нет смысла говорить о валовой рост производства и о привлечении новых инвестиций. А учитывая тот факт, что принятие закона об обороте сельскохозяйственных земель (предпосылка отмены моратория) к концу декабря 2016 было условием получения очередного транша от Международного валютного фонда, теперь же на такую помощь ожидать не стоит. К тому же продлением моратория ВРУ в очередной раз закрыла глаза на нарушение конституционных прав 6900000 граждан, уже 16-й год не могут распорядиться своей собственностью. Кроме этого, такая ситуация ограничивает доступ малому и среднему бизнесу к кредитным ресурсам, которые могли бы заложить свои земельные участки для получения кредитных средств в банках.

Еще один год позволит все-таки подготовить компромиссный вариант закона об обороте сельскохозяйственных земель, что позволит отменить мораторий. Однако это лишь надежды, а прогнозировать действия законодателя по данному вопросу достаточно трудно.


Игорь Мельник,
управляющий партнер IMG Partners, адвокат