Валютные операции free: что бизнес получит на выходе?

18 декабря 2017
После подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом перед государственными органами Украины встал вопрос о либерализации валютных операций.

Что же такое валютная либерализация и с чем ее «есть»?

Валютная либерализация рынка - это снятие любых ограничений для юридических и физических лиц при осуществлении валютных операций как внутри государства, так и за ее пределами.


Стоит отметить, что на сегодня валютные ограничения в Украине охватывают почти все виды операций с иностранной валютой. Именно такие ограничения, к сожалению, пока мы не инвестиционно привлекательным государством.


Эксперты считают, что в результате отсутствия ограничений при осуществлении валютных операций состояние экономики Украины улучшится. Как практикующий юрист, я не совсем согласна с этим мнением, ведь снятие любых ограничений для валютных операций не улучшает ситуацию в государстве, от этого вряд инвестиции «польются рекой».


Если проанализировать страны с развитой экономикой (США, государства-члены Европейского Союза), то можно выделить несколько этапов валютной либерализации:
  • первый этап характеризуется нестабильной экономикой и валютой. Основной его особенностью является жесткие ограничительные меры и административный валютный контроль;
  • второй этап - это медленный, но уверенный путь к либерализации путем реформирования политики государства в связи с развитием экономики, ростом внутреннего валового продукта и стабилизации национальной валюты;
  • третий этап демонстрирует отсутствие каких-либо ограничений на валютном рынке.

Сейчас Украина находится на границе между первым и вторым этапами. По моему мнению, нужно выделить еще один (четвертый) этап. Поскольку Украина - это страна, которая сегодня не имеет ни стабильной экономики, ни стабильной национальной валюты, однако Нацбанк поэтапно снимает ряд валютных ограничений.

Проблемы валютного регулирования

Если говорить о валютном регулировании, то оно касается, прежде всего, степени конвертируемости национальной валюты и режима валютного курса. Сейчас это две проблемы в Украине, которые должен учитывать валютная либерализация.

Что касается первого уровня конвертируемости («текущая конвертируемость»), то формально такой проблемы нет, ведь Украина якобы решила ее еще в 1996 году., Когда стоял вопрос о подписании Соглашения о Международном валютном фонде (далее - Соглашение о МВФ). Однако фактическое урегулирования этой проблемы до сих пор должно отражаться в совести Нацбанка.

Если бы либерализация валютных операций внутри страны была полноценно и адекватно урегулирована как на законодательном, так и на практическом уровне (что говорит о первом уровень конвертируемости), можно было бы переходить к операциям с нерезидентами. Таким образом Украина уверенно, продуманными шагами направлялась бы к снятию любых ограничений по валютным операциям.

Второй уровень конвертируемости ( «капитальная конвертируемость»), предусмотренный Соглашением о МВФ, к сожалению, не является обязательным для выполнения Украиной. Считаю, что установление такого требования МВФ обязало бы НБУ (и не только НБУ) урегулировать проблему конвертируемости национальной валюты и упростило переход к валютной либерализации.

Если поднимать вопрос о режиме валютного курса, то их существует множество. При этом в Соглашении о МВФ предусмотрен перечень возможных вариантов установления валютного курса от фиксации к «свободного плавания». Ни один из режимов не является обязательным для исполнения, однако МВФ предсказал, что в случае, если государство-член придумает еще какой-то действенный режим, то его можно внедрять.

В ежегодном отчете МВФ по вопросам валютного регулирования следует, что из 189 стран-членов только 29 используют «свободно плавающий курс». Неудивительно, ведь большинство государств мечтают оказаться на вершине такого рейтинга, поскольку это открывает для них множество возможностей.

Смягчение ограничений на валютном рынке

Национальный банк Украины начал дерегуляции операций на валютном рынке, убирая требования, потеряли свою эффективность и актуальность. Первые смягчения состоялись весной 2017 частности, своим постановлением Нацбанк смягчил требование к обязательной продажи поступлений в Украину в иностранной валюте. Сегодня юридические лица должны продавать только 50% своих валютных поступлений, а не 65%, как это было раньше. Также НБУ смягчил ограничения на продажу наличной иностранной валюты населению. Сейчас один человек может купить наличными иностранной валюты на сумму до 150 тыс. грн за один день.

Что это означает для физических и юридических лиц?

Во-первых, это способствует экспортной деятельности украинских предприятий, которые нуждаются в импорте для производства продукции, впоследствии продается за границу. Во-вторых, это дает возможность развития официального наличном рынке.

Следующие шаги к внедрению валютной либерализации в Украине были сделаны летом этого года. Нацбанк дал разрешение на получение лицензий на вывод капитала в электронном виде, что позволяет Украинский осуществлять покупку акций иностранных компаний.

Не менее значительные шаги были сделаны и в октябре этого года. Национальный банк Украины отменил требование к банкам предоставлять скан-копии документов для анализа финансовых операций. Отныне банки не будут предоставлять скан-копии документов, на основании которых они осуществляли анализ финансовых операций своих клиентов. Язык идет о таких документах: выписки клиентов и скан-копии документов, являющихся основанием для осуществления операций; выводы по каждому договору; анкеты клиентов; другие документы по принятых банком мер при осуществлении анализа и проверки информации о финансовых операциях юридических лиц.

Что это означает для бизнеса?

Сейчас каждый банк должен самостоятельно выявлять рисковые финансовые операции клиентов, предотвращать рисковую деятельность и эффективно управлять рисками. Это говорит о том, что если клиент проверенный временем, в процессе сотрудничества с ним не возникало сомнительных валютных операций, то теперь с годами приобретенный авторитет добросовестного клиента может сыграть положительную роль. Как следствие, его дальнейшие операции могут проверяться менее придирчиво.

В октябре 2017 Правления Нацбанка позволило осуществлять на основании индивидуальной лицензии НБУ покупку и перечисление иностранной валюты для размещения за пределами Украины гарантийного депозита на счетах международных платежных систем как банкам, так и небанковским финансовым учреждениям. Такая валюта должна использоваться для обеспечения обязательств при осуществлении переводов за границу.

Есть уже первые результаты для бизнеса?

Уже в конце октября банк провел первую успешную операцию по переводу средств клиента - физического лица за акции инвестиционного фонда, зарегистрированного в Ирландии.

Риски и проблемы на пути к либерализации валютного рынка

На пути либерализации валютного рынка Украины стоит ряд существенных проблем.

Во-первых, согласно официальным данным в Украине по предварительным расчетам в I квартале 2017 уровень теневой экономики составил 37% от официального ВВП, по неофициальным данным этот показатель достигает более 50%. Хотя сейчас ситуация лучше, чем в 2016, однако до сих пор это остается неприемлемым для свободного валютного рынка в полном объеме.

Страны с развитой экономикой (страны-члены ЕС) не захотят раскрывать свои рынки для Украины, пока в ней настолько высокий уровень «теневой экономики». Такие страны более придирчивы к указанным нюансов, поскольку они уважают свою налоговую и боятся наказаний в финансовой сфере (для граждан этих государств стыдно быть привлеченным к ответственности за финансовые махинации).

Если Украина полноценно выйдет на рынок таких государств, в результате может произойти рост нелегального совместного бизнеса между европейскими и украинскими бизнесменами по «отмыванию денег» через Украину. Конечно, ЕС не хочет этого допустить, так как сейчас он борется с оффшорами в мире (примером является План BEPS).
На сегодня, по сравнению с 2015-2016 гг., Украина уменьшила уровень «теневой экономики» путем увеличения официальной заработной платы и улучшения бизнес-климата в условиях проведения политики дерегуляции предпринимательской деятельности.

Однако чтобы реально уменьшить уровень «теневой экономики» в Украине, нужно более стремительно внедрять План BEPS и реализовать его основной шаг - отменить упрощенную систему налогообложения. По моему мнению, органы государственной власти вряд реализуют такой шаг. Без механизма «отмывания денег» через упрощенную систему налогообложения наша экономика не сможет работать и, как следствие, бизнес может сделать «бунт на корабле».

Во-вторых, если посмотреть на официальную статистику НБУ, можно увидеть, что за октябрь 2017 объем операций с наличной иностранной валютой стабилизировался на уровне с I-II кварталом 2017 Так, банк покупал валюту в 830 млн долларов США в месяц, тогда как показатель продаж валюты в среднем на 311 250 000 долларов США.

А что же говорить уже о неофициальной статистике, черном рынке валют? Огромное количество предприятий и физических лиц предпочитают черный рынок, поскольку курс для них там выгоднее, даже несмотря на тот факт, что их могут ввести в заблуждение.

Статистика свидетельствует о том факте, что огромная сумма наличной иностранной валюты находится у населения. Как следствие, вероятно, что такая валюта обслуживает «теневую экономику».

США и ЕС видят множество рисков для запуска движения наличных через Украину, поскольку такие наличные средства могут создать нереальный дисбаланс в официальной статистике этих государств.

В-третьих, украинский бизнес говорит, что хочет иностранных инвестиций. Однако проблема нашего и иностранного бизнеса заключается в том, что они не дают «под честное слово» миллиарды. Для иностранного бизнеса важна отчетность и контроль за каждую копейку. Мы все прекрасно знаем, что для нашего бизнеса и государственной власти такое условие совсем не подходит.

Хотя здесь уже не столь «плачевная» ситуация. По сравнению с состоянием на 01.01.2016 г., Показатель прямых инвестиций вырос на 2833 млн долларов США, что составляет примерно 917,1 долларов США на одного человека. Опять же, это только официальные показатели, полученные на основании информации юридических-лиц резидентов и постоянных представительств нерезидентов в Украине.

Итак, процесс валютной либерализации рынка/операций уже можно увидеть. Однако, по моему мнению, он не сможет полноценно реализовываться, пока не будет ликвидирована упрощенная система налогообложения и пока процветать оффшорная политика. В частности, учитывая официальную статистику прямых иностранных инвестиций, можно увидеть, что больше у нас инвестирует Кипр, то есть наши бизнесмены инвестируют в свой бизнес и лишь частично в экономику государства.

Помощник адвоката Татьяна Лопатюк специально для издания "Юридическая газета"