Внешнеэкономическая деятельность компании выстраивается на нескольких главных элементах, которые ни в коем случае нельзя игнорировать:
- анализ страны и менталитета; определение экономических, статистических показателей; анализ законодательства страны.
- проверка партнера / контрагента,
- согласование и подписание контракта;
- налоговое планирование;
- подготовка к экспорту; таможенное оформление;
- непосредственно экспорт.
Когда речь идет о детальном анализе, речь прежде всего о: а) анализе экспортного потенциала компании; б) анализе статистических данных о внешнеэкономической деятельности Украины. Имея представление, что, куда и в каких объемах экспортирует Украина легче определиться с потенциальными рынками и товаром. Так, потенциально интересными для экспорта аграрной продукции являются рынки Африки, Азии, Ближнего Востока, Канады.
1. Если вы уже определились с потенциальной страной и товаром, следует проанализировать законодательство соответствующего государства. Спросите, для чего это делать, если по экспортной операции больше задействовано международное законодательство или, соответственно, законодательство Украины ?! А потому, что при импорте аграрной продукции в каждой стране устанавливается ряд своих требований и характеристик к товару, которые должны быть соблюдены. В Китае, например, обязательным является получение сертификата китайского бюро сертификации соответствия продукции. Для этого проводится тестирование образцов и инспектирования производственных мощностей. Только после этого импорт может быть разрешен. Подобная ситуация существует и в Индии.
2. Менталитет. Если мы проанализируем основные страны, в которые осуществляется экспорт аграрной продукции из Украины, то заметим, что первые строчки занимают страны Азии, Африки и Ближнего Востока. В зависимости от сельскохозяйственной культуры, первые позиции занимают Египет, Турция, Индия, Саудовская Аравия. При торговле с указанными государствами следует понимать, что менталитет жителей таких стран очень сильно отличается от менталитета украинский или европейцев. В одном случае это не является плохим. Но нужно всегда изучать культурные особенности определенной национальности при работе с ней, чтобы не "влипнуть» в неприятную ситуацию. Так, знаком значит вооружен.
3. Проверка партнера. Как говорится «доверяй, но проверяй». При работе с новым партнером важно быть уверенным в людях, с которыми вы работаете. Понятно, что такая уверенность не приходит сразу. Доверие строится месяцами, а иногда и годами. Однако в любом случае партнера следует проверять, в частности, речь идет о проверке компании, ее статуса, отчетности и налоговых обязательств, должностных лиц, учредителей. Если мы говорим о проверке компаний, зарегистрированных в ЕС, почти в каждой стране есть сайт (так называемый реестр компаний), где можно увидеть полную информацию о комнании. Иногда бесплатно, иногда за символическую оплату. Если же это касается компаний, зарегистрированных в странах Африки, Азии или Ближнего Востока, официальные реестры компаний, которые доступны онлайн, существуют не так часто. В данном случае наиболее эффективным будет коммуникация и проверка соответствующей компании через посольства или торгово-промышленные палаты.
Важным моментом является подготовка и подписание экспортного (внешне-экономического) договора. Заключая его, особое внимание следует обращать на следующее:
1. Предмет контракта и подробная информация о товаре. Кроме того, важно не только детально прописать характеристики товара, а затем и выполнить такие условия. Например, как влажность, проценты битых зерен, примесей и т.д.
2. Условия поставки. Понятно, что все в данном случае пользуются правилами Incoterms. Однако довольно часто возникают проблемы с правильностью использования того или иного слова. Во-первых, следует помнить, что правила Incoterms не устанавливают переход права собственности на товар, а лишь устанавливают переход обязанностей и риска потери товара. Достаточно часто участники экспортной операции эти понятия отождествляют, что приводит к дополнительным проблемам. Так, если переход обязанностей и риска потери товара детализируется в зависимости от выбранного правила Incoterms, то переход права собственности нужно прописывать в самом контракте отдельно. Обычно, это момент полной оплаты за соответствующий товар. Во-вторых, часто проблемы возникают с неправильным применение сроков Incoterms. Чаще всего, это использование терминов, которые предназначены исключительно для морских перевозок при перевозке товара морем, однако в контейнерах. В данном случае использование «морских терминов», как FAS, FOB, CIF, CFR, может вызвать дополнительные проблемы.
3. Условия оплаты. Понятно, что каждый экспортер хочет продать по подписке, а каждый импортет купить по наложенным. Учитывая, что при таких условиях, консенсуса достичь трудно, целесообразно использовать оплату по аккредитиву или инкассо, дополнительно гарантирует выполнение обязательств обеих сторон.
4. Кроме того, следует детально прописывать форс-мажорные обстоятельства, а также обращать внимание на статьи об ответственности, арбитража, права, применимого. Чтобы в будущем не возникало вопросов, почему за задержку перевозки следует оплатить штраф в десятки тысяч или почему спор слушается в Лондонском арбитраже по законодательству Англии.
Специально для издания "Агромаркет"