Восемь советов при заключении договора транспортной экспедиции

21 июня 2017
У каждого экспедитора есть «свой» договор, в котором закреплены все возможные для экспедитора «привилегии» и не выгодные положения для клиента. На что обратить внимание?

Кажется, недавно завершилась посевная кампания, а сезон сбора урожая по озимым культурам уже не за горами. В поисках дополнительной премии отечественные аграрии ищут бизнес-партнеров, или потребителей за рубежом с целью реализации продукции на внешних рынках. Возникает вопрос: каким образом с наименьшими рисками доставить свой груз в иностранное государство? На помощь аграриям приходят экспедиторские компании (экспедиторы), которые берут на себя большинство вопросов и рисков по перевозке груза.
Экспедитор и аграрный производитель (клиент) заключают договор транспортной экспедиции (иногда его называют договором о предоставлении транспортно-экспедиторских услуг), условия которого определены законодательством лишь в общих чертах, поэтому при анализе проекта такого договора следует быть максимально внимательным!
 
Советы при заключении договора транспортной экспедиции:
 
1. Привлечение третьих лиц: с целью выполнения своих обязательств по договору, экспедитор привлекает третьих лиц, которыми являются перевозчики. В данном случае для клиента крайне важно, чтобы в договоре было указано, что указанных лиц экспедитор привлекает от своего имени и на свой риск. При таких обстоятельствах клиент не вступает с перевозчиками в какие-либо правоотношения, а ответственность перед клиентом за действия этих третьих лиц будет нести сам экспедитор.
 
2. Обязанности экспедитора: кроме общих обязанностей (подача пригодного для перевозки транспортного средства, осуществление перевозки в определенные сроки, оплата услуг третьих лиц и т.п.), в обязанности экспедитора следует включить:
- обязанность перед загрузкой проверять количество мест, соответствие упаковки груза;
- обязанность принимать участие в контрольном взвешивании груза и фиксировать результаты такого взвешивания подписью представителя экспедитора.
 
При этом, договор должен содержать положение о том, что после проведения указанных действий и при отсутствии каких-либо замечаний экспедитор несет перед клиентом ответственность за количество мест, соответствие упаковки, веса груза.
 
3. Нормативный простой: в договоре стороны определяют срок нормативного простоя транспортного средства, например, на таможне, при загрузке, разгрузке и тому подобное. Срок нормативного простоя - это срок в течение которого клиент должен обеспечить выполнение указанных выше действий. Нарушение указанных сроков влечет за собой применение к клиенту санкций, предусмотренных договором (штраф, пеня и т.д.). При заключении договора клиенту необходимо обратить внимание на то, что сроки нормативного простоя должны быть четко определены и должны соответствовать критерию «разумности». Кроме этого, в договоре должно быть четко определено с какого момента начинается простой, когда заканчивается и каким образом он может быть подтвержден.
 
4. Коммуникации: достаточно важным моментом в договоре выступает порядок, способ и сроки предоставления информации.
Например, экспедитор обязуется сообщает клиенту:
- о невозможности или о препятствиях в осуществлении перевозки груза, а клиент предоставляет экспедитору необходимые инструкции;
- об изменении маршрута.
 
Следует четко понимать каким образом, по каким реквизитам и в течение какого срока осуществляются указанные коммуникации/предоставляются инструкции. Детальное описание в договоре порядка предоставления каждого из сообщений позволит избежать «тупиковых ситуаций».
 
ИЗ ПРАКТИКИ IMG PARTNERS: аграрный производитель допустил ошибки в товаротранспортных документах, в связи с чем груз не пропускали на таможне. В договоре отсутствовал четкий порядок уведомления клиента об указанных обстоятельствах, поэтому экспедитор пытался сообщить об этом клиенту посредством телефонной связи, но не получил от клиента никакого ответа на эти сообщения.
В результате произошел сверхнормативный простой транспортного средства с грузом на таможне. Экспедитор обратился в суд с иском к клиенту об уплате штрафа за сверхнормативный простой. Клиент отрицал свою вину и отметил, что экспедитор не сообщал ему о наличии ошибок в документах, а поэтому клиент никоим образом не виноват в простое.
В обоснование своей позиции экспедитор предоставил в суд распечатку оператора телефонной связи, на основе которой суд установил факт уведомления клиента об ошибке в товаросопроводительных документах, признал клиента виновным в простое и взыскал с него в пользу экспедитора штраф.
Следовательно, отсутствие элементарного пункта договора о процедуре осуществления коммуникаций в случае форс-мажорных обстоятельств привело к возникновению дополнительных затрат!
 
Необходимо выбирать удобный для вас и быстрый способ коммуникации:



5. Расчеты: положение о порядке расчетов является едва ли не важнейшим пунктом в договоре, поэтому на него следует обратить особое внимание. В частности, клиенту важно понимать, когда у него возникает обязанность произвести оплату по договору. Так, достаточно приемлемым вариантом является следующая формулировка: «Клиент обязан произвести оплату после доставки груза получателю в течение Х дней с момента подписания сторонами акта оказанных услуг, получения счета, товаротранспортной накладной...».
При этом для клиента невыгодным является положение: «Оплата осуществляется в течение Х дней с момента выставления счета», ведь что такое «момент выставления счета» неизвестно, а также неизвестно может ли этот счет быть выставлен до момента доставки груза (несмотря на то, что при подписании договора стороны согласовали, что оплата будет осуществлена после предоставления экспедитором своих услуг).
 
6. Ответственность: не менее важным положением является ответственность сторон. Клиенту следует достаточно четко понимать меру своей ответственности и обращать внимание на то, чтобы она примерно была равнозначна ответственности экспедитора.
 
Также необходимо, чтобы в договоре была зафиксирована ответственность экспедитора, в первую очередь, за не предоставление транспортного средства для загрузки в срок, предусмотренный заявкой по договору и за нарушение сроков доставки груза. Кроме этого, следует обратить внимание, чтобы в договоре отсутствовало положение об ограниченной ответственности экспедитора за утрату или повреждение груза (например, ограничения определенной суммой).
 
7. Приоритет договора/заявки к договору: необходимо четко зафиксировать, что имеет приоритет в случае противоречия положений: договор или заявка к договору.
 
8. «Особые» грузы: иногда клиенту необходимо перевезти груз, который имеет определенные особенности, например, перевозить такой груз должно специальное транспортное средство, гарантирующее соответствующие условия его хранения. С этой целью в заявке к договору следует четко указывать информацию о характеристиках груза, об его свойствах, об условиях его перевозки, о требованиях к транспортным средствам.
 
Мы привели далеко не полный перечень «проблемных положений» договора транспортного экспедирования, а только сосредоточили внимание на некоторых аспектах, которые могут служить своеобразными предохранителями для клиента при заключении несложно договора. Когда идет речь о безопасности урожая и репутации перед иностранными партнерами, то здесь не обойтись без профессионалов, которые разработают необходимые положения и включат их в более сложные договоры. Ведь когда товарная партия «застревает» на таможне, или вообще исчезает с маршрута, тогда уже нужны совсем другие консультации.
 
Ян Нечваль,
помощник адвоката IMG Partners
 
специально для Agravery
http://agravery.com/uk/posts/show/visim-porad-pri-ukladanni-dogovoriv-transportnogo-ekspediruvanna